СП: стоимость трассы Москва — Петербург завышена на 6,6 млрд

Коллегия Счетной палаты России рассмотрела результаты анализа реализации долгосрочного инвестиционного соглашения на строительство, содержание, ремонт, капитальный ремонт и эксплуатацию на платной основе скоростной автомобильной дороги Москва — Санкт-Петербург на участке км 258 — км 334 (обход г. Вышний Волочек, Тверская область, первая очередь строительства), говорится в сообщении Счетной палаты.

Согласно докладу аудиторов, долгосрочное инвестиционное соглашение (ДИС) на строительство, содержание, ремонт, капитальный ремонт и эксплуатацию на платной основе, заключенное на данном участке трассы, требует дополнительной корректировки.

«ДИС содержит многочисленные ошибки, в том числе в оценке стоимости проекта. Кроме того, проверкой не подтверждена в полном объеме обоснованность, экономическая эффективность и реализуемость заявленных в ДИС параметров», — говорится в сообщении.

По словам представителей палаты, по состоянию на 1 июня 2013 г., основными проблемами, которые могут привести к срыву сроков строительства, являлись отсутствие полного комплекта утвержденной рабочей документации, незавершенное переустройство коммуникаций, недостаточное количество квалифицированных рабочих на строительных участках.

«При этом в госкомпании «Российские автомобильные дороги» («Автодор». — ИФ) отсутствует единая система управления рисками, а существующая система внутреннего контроля не позволяет провести оценку эффективности расходов, качества выполненных работ и результативности на основе ключевых показателей», — отметил аудитор Валерий Богомолов, слова которого приводятся в сообщении.

«Интерфакс» пока не располагает комментарием «Автодора».

В Счетной палате напоминают, что общий объем финансирования ДИС на инвестиционной стадии составляет 51 млрд руб., в том числе объем финансирования строительно-монтажных работ — 49,596 млрд руб. (включая инвестиции исполнителя ОАО «Мостотрест» в размере 5,2 млрд руб.) и затраты ГК «Автодор» — 1,432 млрд руб. При этом обоснование затрат ГК «Автодор» в размере 1,432 млрд руб. не представлено.

По данным аудиторов, стоимость строительства первой очереди автомобильной дороги Москва — Санкт-Петербург на участке 258 — 334-го км превышена по сравнению со стоимостью строительства, подтвержденной госэкспертизой от 8 октября 2010 г., на более чем 6,6 млрд руб. Экономического и правового обоснования указанного превышения стоимости строительства ГК «Автодор» не представила.

Результаты анализа структуры и графика финансирования ДИС показывают, что в первый год его реализации (2011 — 2012 гг.) общая стоимость строительства составила 11,868 млрд руб. При этом доля инвестиций исполнителя в общем объеме капитальных вложений за этот же период составляет 2%. «Мировая практика не знает случаев подобного соотношения затрат бюджетных средств и привлеченных инвестиций, а именно 98% к 2%, при реализации проектов государственно-частного партнерства», — приводятся в сообщении слова аудитора Максима Рохмистрова.

Согласно расчетам, выполненным аудиторами, суммарная величина эксплуатационных платежей за 2015 — 2033 гг. составляет 14 млрд руб., платежей за ремонт — 13 млрд руб., инвестиционных платежей — 16,5 млрд руб., всего 43,5 млрд руб. «Между тем прогнозный суммарный объем выручки от взимания платы за проезд составляет 34,68 млрд руб. и показывает, что условиями ДИС не обеспечивается окупаемость не только строительства автомобильной дороги, но также ее содержания и ремонта. Всего за период эксплуатации потребуется дополнительных ассигнований около 9 млрд руб.», — считают аудиторы.

По итогам рассмотрения результатов экспертно-аналитического мероприятия коллегия Счетной палаты решила направить представление ГК «Автодор» и информационное письмо министру транспорта. Отчет о результатах мероприятия направлен в Совет Федерации и Госдуму.

Госкомпания «Российские автомобильные дороги» (ГК «Автодор») в конце 2011 г. подписала с ОАО «Мостотрест» инвестиционное соглашение на строительство обхода Вышнего Волочка автотрассы Москва — Санкт-Петербург (на участке 258 — 334-го км) в Тверской области. Расчетная скорость движения по нему составит 150 км/час. На участке будет возведено 14 мостов, 40 путепроводов, две транспортные развязки в разных уровнях. Изначально строительство участка должно было завершиться в 2015 г., однако позднее председатель правления «Автодора» Сергей Кельбах заявлял, что участок планируется ввести на год раньше, осенью 2014 года.