Можно ли решить проблемы Москвы и Подмосковья объединением

Развитию столичной агломерации почти два десятилетия мешали скверные отношения властей Москвы и Подмосковья. Увы, еще одно наглядное подтверждение роли личности в истории. Со сменой московского мэра проблема координации действий города и области сдвинулась с мертвой точки. Будем надеяться, что по обоюдному пониманию необходимости этого союза, а не только под внешним давлением.

Первый необходимый шаг — выстраивание институциональных рамок взаимодействия. Властям двух субъектов придется договариваться: кто, за что и как отвечает, чем они готовы поступиться для достижения компромисса. Не распутан целый клубок проблем: финансирование строительства и ремонта дорог, связывающих город и область, выделение подмосковных земель под кладбища, мусорные полигоны, зоны жилой застройки для Москвы, налогообложение дачных участков москвичей по рыночным ценам, перечисление НДФЛ более чем миллиона работающих в столице жителей Подмосковья из бюджета Москвы в бюджет области, где они получают социальные услуги, и т. д. Это требует перераспределения денег, и немалых.

Еще более необходим институт обязательного согласования схем территориального планирования города и области. Горький опыт «втыкания» торговых центров на основных транспортных развязках должен чему-то учить. От координации властей двух регионов, в том числе в выделении инвестиций, зависит решение транспортной проблемы, а также сохранение остатков окружающего столицу лесозащитного пояса. Еще одна общая проблема — концентрация мигрантов в пределах агломерации. В ближнем Подмосковье доля мигрантов, в том числе нелегальных, даже выше, чем в столице, поскольку там можно дешевле снять жилье. Решать проблемы легализации мигрантов также придется вместе.

Бизнес сделал свою часть работы по «сшиванию» столичной агломерации. Идет масштабный переток инвестиций в пригороды — в жилищное, торговое строительство, логистику. Объем ввода жилья в Подмосковье в три раза выше, чем в столице. По средней заработной плате область сравнялась с Санкт-Петербургом, хотя все еще отстает от Москвы более чем на четверть. Различия между столицей и областью в состоянии и качестве инфраструктуры и социальных услуг еще сильнее. Здесь не обойтись без неприятных вопросов к команде губернатора Громова. Трудно хорошо лечить население, если, например, пятая часть всех расходов подмосковного бюджета на здравоохранение, физкультуру и спорт в 2008 году шла именно на спорт, притом что кризис уже начался. Неужели поддержка профессионального футбола и хоккея важнее здоровья населения?

Отношения Москвы и Подмосковья не будут безоблачными, это брак по расчету. Нужны институты, обеспечивающие оптимальное согласование интересов, а не жесткое давление более сильного игрока. Многочисленные комиссии создать нетрудно, но как добиться их эффективной работы? Можно верить в добрую волю начальников, но гораздо эффективнее контроль снизу. Если москвич не может доехать в пятницу до дачи, а житель Подмосковья стоит в многочасовых пробках по дороге на работу в столицу, они должны дать свою оценку работы мэра и губернатора. Лучше выбирать, чем нецензурно ругаться.

Казалось бы, есть простой путь — административно объединить две части агломерации в один субъект. Но в действительности проблем станет больше. Интересы Москвы будут подавлять более экономически слабую область, сократившийся в кризис московский бюджет не потянет выплат пенсионных и зарплатных надбавок жителям Подмосковья и расходов на развитие инфраструктуры области. Москвичам вряд ли понравится 100-процентная оплата услуг ЖКХ, давно введенная в Подмосковье, а власти столицы вряд ли захотят вешать на себя огромный долг бюджета области (более 60% собственных доходов), созданный рукотворно при помощи коррупционных схем, — ведь у столицы и своего долга хватает, он достиг почти 30% ее бюджета. Да и бизнесу стоит оставить возможность выбора — с кем выгоднее работать.

И последний аргумент: найдутся ли в России суперменеджеры, способные эффективно управлять территорией, концентрирующей 27% суммарного ВРП страны, почти четверть оборота розничной торговли, около 20% всех инвестиций и ввода жилья в России и т. д. И при этом смотреть в рот дуумвирам… Лучше уж двум субъектам договариваться между собой, и по-хорошему. Ведь браки по расчету обычно более устойчивы.