Госдума вязнет в сомнительных законодательных инициативах

Депутат Госдумы от ЛДПР Роман Худяков готовит законопроект о запрете рекламы фастфуда и предметов личной гигиены на телевидении.

Хотя идею парламентария в нижней палате встретили с некоторым скепсисом, рассмотреть ее им все же придется. Счет подобных «мусорных» законопроектов, внесенных в Госдуму, идет на сотни, из-за чего социально значимые законопроекты, особенно если они подготовлены в оппозиционных фракциях, стоят в очереди за получением пропуска в повестку дня пленарных заседаний годами, а то и вовсе задвигаются в дальние ящики или даже теряются. Эксперты объясняют подобную ситуацию нынешней «спецификой российского парламентаризма»: когда Госдума выполняет функцию принтера, депутатам не остается ничего лучшего, как пиариться любыми доступными им средствами.

Недавно депутат Роман Худяков объявил о подготовке им законопроекта, вводящего запрет на рекламу всех товаров, которые «имеют направленное действие на развращение молодежи». В эту категорию парламентарий отнес фастфуд, товары секс-индустрии и предметы личной гигиены. В профильном комитете по экономической политике законопроект Худякова готовы рассмотреть. По той простой причине, что сделать это они обязаны, хотя, отмечают там, проблема рекламы указанных категорий товаров не стоит так остро, чтобы включать ее в повестку дня, да и в инициативе «смешаны разные вещи».

В январе парламентарии не раз удивляли своих избирателей неожиданными законодательными инициативами. В частности, нижней палате было предложено запретить позиционирование употребления алкоголя в качестве русской традиции и части истории, пришивать в обязательном порядке к школьной форме российский герб, запретить пропаганду секса среди подростков, а также критику действий СССР в военное время. Немногим ранее вносились законопроекты о запрете употребления чеснока в общественных местах, повышении штрафов за пьяную езду на велосипеде, запрете использования иностранного языка в рабочее время, прекращении оборота долларов в России, предоставлении женщинам двух дополнительных выходных в «критические дни» и многие другие.

Все это является популистскими инициативами, которые не только отвлекают общественное внимание от принимаемых непопулярных законов, но и просто засоряют рабочую повестку дня федерального парламента, сетуют политики. «Некоторые депутаты вносят законопроекты, чтобы обратить на себя внимание СМИ. Изначально понятно, что эти инициативы не пройдут, а предназначены только для саморекламы. Например, это часто случается, когда где-то приближаются выборы или про какого-то депутата начинает забывать наша общественность», — сказал «НИ» депутат Госдумы от КПРФ Вадим Соловьев. Он припомнил законопроект либерал-демократов (а их в числе авторов, мягко выражаясь, странных инициатив — большинство), предлагавших ставить коррупционерам в буквальном смысле клеймо на левой руке. «Вот такие иногда законы вносят коллеги. Для смеха или удивления, а ведь на все это приходится тратить рабочее время парламента», — пожаловался депутат Соловьев.

Из-за траты времени на подобные «мусорные» законопроекты все инициативы депутаты рассмотреть в положенный срок не успевают. По подсчетам вице-спикера Александра Жукова, на начало работы Госдумы шестого созыва в ее недрах скопилось 1,5 тыс. законопроектов, сейчас это число хоть и сократилось, однако портфель нерассмотренных идей по-прежнему внушителен. В результате получается, что социально значимые законопроекты, особенно если они подготовлены оппозицией, лежат под сукном годами.

«Как правило, долго держат и маринуют законопроекты оппозиции, пока они не теряют актуальности. И очень часто их ставят на последний день сессии каким-нибудь пятидесятым вопросом», — отметила «НИ» депутат Госдумы от «Справедливой России» Оксана Дмитриева. В КПРФ вспоминают законопроект о «детях войны», в котором предлагается эту категорию граждан приравнять к федеральным льготникам, но который уже третий год никак не пробьется в повестку дня пленарных заседаний Госдумы. «Документ проходит все процедуры и согласования, все соглашаются, мы боремся, чтобы его внесли на заседание Госдумы, а потом — ба-бах! — по нему либо не голосуют, либо вообще он не выносится на рассмотрение. Вот сейчас этот закон опять придется дорабатывать и опять вносить изменения, снова идти по этому кругу», — говорит г-н Соловьев. Другой пример — это законопроект о борьбе с коррупцией, внесенный еще десять лет назад, уже покойным депутатом Виктором Илюхиным. «Я тогда экспертом был, а он депутатом. И вот этот закон до сих пор болтается в Думе, его так и не вносили на рассмотрение», — огорченно констатирует г-н Соловьев.

Также вносят в думскую повестку свои коррективы и законопроекты, инициируемые Кремлем или «Единой Россией». Многие из них являются оперативным ответом на происходящие события в стране и за рубежом, в результате чего они принимаются не только вне очереди, но и в спешке, без должной проработки. Поэтому с течением времени к ним приходится возвращаться, внося многочисленные изменения. Так, в свое время «продавленная» правительством монетизация льгот была одобрена Госдумой в трех чтениях в течение одной недели(!), но месяц спустя депутатам пришлось принимать к принятому закону сотни(!) поправок, чтобы привести его в соответствие с законодательством. А в конце января этого года в течение буквально трех дней в трех чтениях были приняты изменения Бюджетного кодекса. «Законопроект принимался в связи с тем, что правительство не успевает привести госпрограммы к тем параметрам, которые заложены в федеральный бюджет на 2014-2016 годы. И если бы этот закон не был экстренно принят, правительство фактически стало бы злейшим нарушителем закона о бюджете. Поэтому, когда нужно работать оперативно и спасать свое лицо, правительство действует достаточно быстро, просит профильный комитет, просит депутатов, и Госдума реагирует на это», — заметил «НИ» депутат от ЛДПР Антон Ищенко.

Открывая весеннюю сессию парламента в начале года, спикер Сергей Нарышкин призвал депутатов разобрать «завалы, загромождающие повестку». Однако в отдельных случаях законопроекты, похоже, целенаправленно «придерживаются», застревая в Госдуме на долгое время. По мнению г-на Ищенко, только так можно объяснить бойкот антиофшорного проекта, который был внесен им в Госдуму в июне прошлого года. «Отзыва от правительства мы так и не получили, хотя это идет вразрез с посланием президента, сделанным им в 2012 и в 2013 годах. Именно эти тезисы мы взяли за основу, и они реализованы в нашем законопроекте, который с июня лежит в качестве законопроекта», — сказал депутат. Причина такого «застревания» проста. «Все крупные чиновники, которые занимают руководящие посты, так или иначе аффилированы с какими-то компаниями, которые работают за рубежом, и в первую очередь с офшорными компаниями. Поэтому раскрытие такой информации может ударить по имиджу чиновников, работающих в исполнительных органах власти», — убежден депутат Ищенко.

В оппозиционных фракциях уверены, что зачастую законопроекты тормозятся просто потому, что они были внесены не «Единой Россией». Так было, например, с возвращением в избирательные бюллетени графы «против всех», восстановить которую справедливороссы предлагали в последние годы и которая все же была недавно одобрена в первом чтении, но когда ее внесли уже представители «Единой России». «Сначала партия власти делает вид, что их не замечает, потом наше предложение долго лежит под сукном, а потом, после «озарения», теми же единороссами вносится в качестве законопроекта», — прокомментировал ситуацию лидер «Справедливой России» Сергей Миронов.

В настоящее время в Госдуме изучают вопрос об упрощении регламента, с тем чтобы ускорить количество рассматриваемых законопроектов. Ранее в нижней палате была внедрена возможность сокращенной процедуры их рассмотрения, сейчас подготовлен пакет поправок в регламент, который, как заявляют в Госдуме, «позволит еще быстрее работать» и «больше законопроектов рассматривать на заседаниях». Однако депутаты опасаются, что упрощение приведет лишь к сокращению времени рассмотрения того или иного закона. «Совершенствование не должно влиять на качество рассмотрения принятых законов, особенно тех законов, которые имеют острую социальную значимость — социальные, пенсионные, выборные, законы о СМИ, Интернете и т.д. Но, к сожалению, все эти подвижки с регламентом всегда заканчивались тем, что ужималось время, которое депутаты использовали для своих поправок. Сейчас фракция имеет семь минут на выступление, депутат — три минуты. И если это время будет еще ограничено, то, я уверен, качество принимаемых законов еще более ухудшится», — сказал г-н Соловьев. Чтобы разгрести законодательные завалы, достаточно просто более внимательной и четкой работы комитетов, добавляет Оксана Дмитриева.

«Общее количество законопроектов связано с тем, что все понимают: реальные решения все равно принимаются в других кабинетах, а голосование в парламенте носит, скорее, ритуальный характер, — резюмировал «НИ» политолог Александр Кынев. — В подобных условиях значительная часть законопроектов изначально пишется не в расчете на принятие, а в расчете на пиар. И, внеся законопроект и дав комментарии прессе, инициатор в дальнейшем уже не прилагает усилия к тому, чтобы этот законопроект превращался в закон. Потому что требуется кропотливая экспертная работа, заключения и многое другое. Поэтому, я думаю, что все подобное законотворчество — следствие специфики российского парламентаризма».