Лукашенко подарил Путину свободу

Еще в четверг днем никто в это не верил, а уже вечером россияне обнимались со своими близкими. Да, их признали виновными в участии в массовых беспорядках, но наказанием стал лишь штраф, равный трем тысячам долларов на каждого. “Думаю, что будем обжаловать, но еще посоветуемся с адвокатами”, — сообщил сияющий от радости Артем Бреус.

Процесс над российскими гражданами был выдержан в лучших традициях абсурда. Напомним, Бреуса и Гапонова обвиняли в участии в митинге протеста 19 декабря. Так вот, только через два месяца после событий на площади выяснилось, что потерпевшими от действий двух молодых парней являются сразу 15 (!) громил-милиционеров. “В четверг все они явились в суд. Ни один не подтвердил, что именно Бреус и Гапонов их били, никто из свидетелей их не узнал. В протоколах допросов фразы одинаковые, как будто писались под копирку. Были продемонстрированы также два видеоролика с участием Бреуса и Гапонова. На этих фрагментах видно лишь то, что они находились на площади. Никого не били, не безобразничали”, — рассказал присутствовавший на процессе координатор правозащитного центра “Весна” Валентин Стефанович.

Однако прокурор после допроса милиционеров посчитал, что вина россиян доказана полностью. Минимальный срок заключения, который им грозил, — 3 года лишения свободы. Но сам же обвинитель указал на молодость подсудимых, отсутствие судимостей ранее, тяжелых последствий их действий на площади и призвал ограничиться штрафом. В результате они были освобождены в зале суда и должны будут выплатить штраф в 10 млн. белорусских рублей (чуть более 3 тысяч долларов).

— Мы продолжаем настаивать на невиновности. Скорее всего в течение 10 дней мы обжалуем приговор, — рассказала мать Ивана Гапонова Сабира.

— Что Иван рассказывал об условиях содержания?

— Никаких особенных ужасов в СИЗО не было. Камера была рассчитана на 6 человек. С Иваном сидели в основном люди, обвиняемые в экономических преступлениях.

Отношения между заключенными были достаточно дружелюбными.

— Какие у Ивана планы на ближайшее будущее?

— Сейчас он поехал в тюрьму, чтобы забрать оттуда вещи и свой паспорт. Потом заедет в российское посольство. Еще он хочет появиться на работе. Он числится безработным, но вообще-то трудится в гончарном цехе не обжиге. Говорит, очень соскучился по своему делу.

Другой россиянин — Артем Бреус — живет в Минске с 80-летней бабушкой. До печальных событий 19 декабря занимался оформлением вида на жительство в Беларуси. Артем в телефонном разговоре с корреспондентом “МК” признался, что почти трехмесячное пребывание в белорусских СИЗО на него подействовало отрезвляюще, и впредь он зарекается “гулять по улицам во время всяческих акций”.

— А бабушка вас поддерживала все это время или ругала?

— Бабушка у меня самая лучшая, помогала и поддерживала. Кстати, она поддерживала всегда и Лукашенко, и голосовала за него. А я посидел в камере…

— Вас не посещали минуты отчаяния, ведь до этого обвинительные приговоры были очень жесткими?

— Вначале я испытывал моменты отчаяния. Обвиняли ведь и в участии, и в организации массовых беспорядков. Особенно тяжко было, когда следствие психологически склоняло меня признать, что якобы я заранее знал деятелей оппозиции, Гапонова, и мы все спланировали. В общем, хотели сделать из меня организатора беспорядков. Но когда поняли, что это бесполезно, отстали.

— Вы действительно не знакомы с Гапоновым?

— Нет, первый раз я его увидел только в коридорах у следователя. И из оппозиционеров никого не знаю. В тот день, 19 декабря, мы с другом пошли погулять и из любопытства влились в толпу митингующих, чтобы посмотреть, что дальше будет. Вот и вся история. Но урок на всю жизнь… В суде я до последнего не знал, каким будет приговор, и готовился к самому худшему. Ведь до этого давали реальные сроки строгого режима. И я ожидал срок при всем отсутствии доказательств вины. Надежда появилась, когда прибывшие в суд в качестве пострадавших сотрудники спецназа не смогли нас с Иваном Гапоновым опознать.

— Вы по-прежнему хотите получить в Белоруссии вид на жительство?

— Да. Я здесь родился и люблю эту страну. Я пока еще нахожусь под подпиской о невыезде, видимо, потому, что еще не выплатил штраф.

— И как вы его планируете выплачивать?

— Но местные правозащитные организации уже оплатили иск администрации президента за пострадавшие стены дома правительства — выплатили за всех. Я надеюсь, что и по своему штрафу получу помощь от них. В любом случае, собираюсь консультироваться в нашем посольстве.

— Вы когда-нибудь до этого в России участвовали в различных акциях?

— Никогда! И впредь не собираюсь.

Подоплека освобождения Бреуса и Гапонова понятна: 15 марта с рабочим визитом Минск посетит Владимир Путин. Батьке позарез нужно улучшение отношений с Россией, не теряет он надежды и на дополнительные денежные вливания. Россияне были своеобразными заложниками — освободив их, Лукашенко ожидает ответных дружественных шагов от Кремля.

Интересно, что в четверг по тому же делу о беспорядках был вынесен приговор белорусскому предпринимателю Дмитрию Медведю. Потерпевшими от его действий на площади значились 6 стражей порядка — из числа тех же, кого обескуражили Бреус и Гапонов. Бизнесмена освободили в зале суда, приговорив к 3 годам ограничения свободы без направления в исправительное учреждение. “Слава богу”, — единственное, что сказал Медведь после освобождения. Вероятно, после 15 марта белорусские суды перестанут страдать излишним гуманизмом, и другим фигурантам политического дела грозит реальное лишение свободы.