Олимпиада заметно освежила патриотическую тематику

И обострила соответствующую риторику. В первую очередь — визуальную.

Наконец-то Россия всем показала, какая она на самом деле сказочно прекрасная. Церемония открытия Олимпиады стала презентацией страны как по части географии, так и на предмет истории. С одной стороны, она берет начало где-то в океане, с другой — каким-то краем прислонилась к эллинам. Тут откуда ни возьмись наплывают цветные маковки собора Василия Блаженного. Это Святая Русь. Следом — дядька Черномор, похожий на Петра I. С бригадой мужиков сооружает корабли, ногою твердой став при море. На брегах Невы из топи блат встает новая столица — Санкт-Петербург. Это нам уже не Азия; это практически Европа.

Новая столица новой страны с новым статусом империи, имя которой не то Евразия, не Азиопа. На плацу фигурки солдатиков, геометрические построения полков. По неслышной команде «вольно» офицеры рассыпаются и, соединившись попарно с кринолиновыми дамами, кружатся в вальсе. Это первый бал Наташи Ростовой. Это просто балет — «Война и мир» (правда, без войны). И далее в том же тезисном стиле — подвиги, модернизация, социализм с человеческими лицами пионеров и комсомольцев… Историко-географические сны о России кончаются, и мы оказываемся на земле в сказочно-нереальном городе Сочи — спортивной столице государства Российского.

Тоже по непредсказуемому совпадению выросшей отчасти из топи блат, на сей раз имеретинских. Так нечаянно нарисовался единый учебник истории (заодно и географии), о котором мы столько (и нам столько) твердили. И все наблюдатели (в том числе и зарубежные) сошлись во мнении: такой страной можно гордиться. Можно гордиться РФ, но более всего хотелось гордиться церемонией. Кто-то из комментаторов выкрикнул: «Мы сделали всех!». Имелось в виду, что РФ переиграла устроителей всех прежних иноземных Олимпиад. Тут же, правда, дотошные фейсбуковцы выложили данные о тех, кто непосредственно был причастен к этому шоу. Вот он — к сведению особо щепетильных патриотов:

Константин Эрнст — гендиректор Первого канала,
Андрей Болтенко — главный режиссер Первого канала и постановщик церемонии, Джеймс Ли — технический директор (работал на лондонской Олимпиаде 2012 года; специализируется на подвесных конструкциях),
Георгий Цыпин — художник по декорациям (работал в Метрополитен-опере, «Ла Скала», Большом театре),
Сильвия Хейес — режиссер-постановщик (автор крупных постановочных номеров цирка Shanghai),
Фил Хайс — хореограф по номерам воздушным гимнастов (режиссер воздушных постановок в Лондоне 2012 года),
Натан Рай — хореограф (постановщик номеров в мюзиклах Jesus Christ Superstar, Mamma Mia),
Шана Кэролл — хореограф, постановщик в Cirque du Soleil,
Натали Симрад — главный визажист Cirque du Soleil
Ким Баррет — художник по костюмам (участник шоу Cirque du Soleil). В этом длинном перечне творцов шоу можно найти только трех наших соотечественников.

Это так, попутно, чтобы мы понимали, кто нам сделал праздник за наши деньги. Ситуация примерно такая же, что и со строительством Северной Пальмиры, которой гордился и которую воспел Александр Сергеевич Пушкин. Впрочем, восторги по поводу русского церемониального величия — это только цветочки. Собирать ягодки любви к Родине пришлось, когда начались соревнования. Откровением первых двух олимпийских дней стала пятнадцатилетняя фигуристка Юля Липницкая, действительно чудо-девочка. И все звезды, и не в последнюю очередь политики, бросились липнуть к ней. Президент не стал исключением.

Захлебываются спортивные комментаторы и телевизионные шоумены: «Ура! Мы ломим, гнутся иноземные фигуристы, хоккеисты, бобслеисты, саночники и все-все-все кроме биатлонистов, керлингистов, скелетонистов, горнолыжников, конькобежцев и т.д. Более прочих захлебнулся в патриотическом раже господин Киселев в «Вестях недели». Ему, однако, мало было поддержать и возглавить духоподъемный патриотизм нашего народа; ему потребовалось найти и изобличить антипатриотов. Их он разыскал в студии телеканала «Дождь». Антипатриотическое зло он персонифицировал в лице радио- и тележурналистки Ксении Лариной и прочел ей лекцию о том, что значит любить родину и как надо родину любить.

Рассказал бы он об этом Пушкину, у которого однажды вырвалось: «Черт догадал меня родиться в России с душою и с талантом!». В 1962 году Георгий Товстоногов поставил «Горе от ума» — и предварил спектакль этим антипатриотическим высказыванием. Авторитет автора не спас режиссера. Спасая спектакль, он вынужден был снять «эпиграф» к нему. Говорят, тогдашний партийный босс культурной столицы строго спросил Товстоногова: «Это вы о себе?». Затем квалифицированные советские историки русской классики разъяснили, что Пушкин — патриот, каких еще поискать.

А его фраза — следствие дурного настроения, стечения обстоятельств и т.д. Проблема-то в том, что едва ли не всех русских классиков посещала подобного свойства крамольная мысль. Типа «Прощай, немытая Россия, страна рабов, страна господ…». Желчное отрицание патриотизма Толстым объясняют его неуживчивым характером, еще и сильно испортившимся на старости лет. Но, может быть, охлаждение любви большого писателя к Родине имеет другую причину? Может, дело в том, что это Родина поссорилась с Государством и развелась с ним. А мы, их дети, вынуждены выбирать, кто нам дороже (или полезнее) — мама или папа.

А сходились родители в моменты тяжких бедствий. А затем снова разбегались. Это для России исторический тренд. Олимпиада на данном витке исторического развития обнажила нерв этого отменно длинного сериала. Потому в интернете с гамлетовской бескомпромиссностью встал вопрос: болеть или не болеть за наших? Добро бы линия противостояния «патриотов» с «антипатриотами» проходила между социальными группами или политическими партиями. Но ведь она стала петлять между близкими друг к другу идейно и ментально гражданами. Но и это ладно бы. А то ведь она проходит порой и внутри индивида. И хочется поболеть за своих, и болеешь, да удовольствие отравляет личная неприязнь к режиму. Мне говорят: отделяйте мух от котлет. Легко отделить, когда мухи только присели.

А если запеклись, если въелись? Если стали мясом? Режим в его нынешнем виде — это своего рода Крошка Цахес, который все победы и достижения норовит оприходовать и присвоить, что ему время от времени и удается проделывать. Потому он так алчно сам «болеет» за наших и каждого медалиста спешит прицепить на лацкан своего чиновничьего мундира в качестве ордена. И чудо-фигуристка Юля Липницкая сверкает уже на этом лацкане. Неужели лет через двадцать ее ждет участь Ирины Родниной, некогда плакавшей на пьедестале под звуки советского гимна, а в наши дни без колебаний проголосовавшей за бесчеловечный «закон Димы Яковлева»?