Зачем нужно общее художественное образование?

Не поднимая сейчас вопроса о самоценности искусства и художественного развития человека, обращу внимание на следующий парадокс. Художественное образование, которому в школе отведено положение необязательного или даже обременительного довеска, помимо своей непосредственной задачи решает или способствует решению целого ряда других, которые школа и общество считают жизненно важными, но решить не могут. Коснемся с вынужденной краткостью некоторых из этих проблем.

Общеизвестно, что школьное образование строится почти исключительно на освоении отвлеченных понятий, схем, условных знаков того или иного рода, числовых отношений и т.д. При этом, вопреки возрастным особенностям детей младшего школьного возраста, игнорируется и фактически обесценивается как нечто «несущественное» непосредственный чувственный опыт ребенка.

Такое однобокое развитие, крайне обедняющее, с одной стороны, сенсорную сферу самого ребенка, а с другой — его непосредственную связь с окружающим миром, чуткость и восприимчивость по отношению к нему, вызывает обоснованное беспокойство вдумчивых педагогов и медицинских работников. Эта проблема, которую принято описывать в терминах межполушарной асимметрии (как недоразвитие функций правого полушария головного мозга и «переразвитие» левого), многократно обостряется в эпоху раннего увлечения детей виртуальной чувственностью компьютера, вытесняющего реальный чувственный опыт уже не только из школьного обучения, но из повседневной жизни ребенка.

Занятия искусством, художественным творчеством, основываются на всестороннем чувственном опыте ребенка, на его интересе к предмету непосредственного восприятия. И это свойство ребенка выступает не просто как возрастная особенность и тем более не как помеха на пути становления отвлеченного мышления, а как незаменимая ценность, подлежащая дальнейшему развитию и совершенствованию в процессе художественного творчества. Таким образом, именно богатый художественный опыт, выступая в качестве противовеса «левополушарному» образованию, сохраняет целостность психического развития ребенка.

Сугубо рациональный характер общего образования ведет и к тому, что практически полностью игнорируется сфера чувств растущего человека, пускается на самотек его эмоционально-нравственное развитие. Это закономерно ведет к «эмоциональной тупости», к отсутствию чуткости по отношению к другому человеку и к природе, ведет к опасной диктатуре узко понятого интеллекта, не различающего добро и зло. Возможные и уже наблюдаемые последствия такого превращения человека в «компетентного робота» достаточно очевидны.

В светском общем образовании только художественный (шире – гуманитарно-художественный) цикл может постоянно держать в центре внимания человеческую душу, целенаправленно заниматься обогащением эмоциональной жизни ребенка, его душевной отзывчивости, нравственной и ценностной, а не только интеллектуальной сферы. Таким образом, полноценное художественное образование, которое возможно получить только в художественной школе, сохраняет целостность личностного развития ребенка.

Бесспорно, важной проблемой современного образования признается развитие креативности, «творческости» ребенка. Обычный подход к этой проблеме – сугубо прагматический: креативность полезна человеку и стране, гражданином которой он является, для конкурентоспособности на рынке тех или иных конкретных достижений. (Именно это чаще всего имеют в виду, говоря о необходимости работы с одаренными детьми для сохранения интеллектуального потенциала нации). На самом деле вопрос гораздо глубже.

Потребность в творчестве – неотъемлемая черта, личностная характеристика нормально развивающегося человека, несводимая к решению каких бы то ни было частных, прагматических задач. «Творческая депривация», дефицит творчества в современной школе, фактическое отсутствие у ребенка положительного опыта свободного творчества искажают нормальный процесс становления его личности. Это чревато непредсказуемыми личностными кризисами и асоциальными проявлениями, вплоть до так называемых немотивированных преступлений. (В частности, некоторые психологи аргументированно утверждают, что «компьютерная» преступность во многом является следствием невостребованности творческой одаренности молодых людей.)

Именно в области искусства ребенок с самого начала обучения может приобрети успешный, полноценный опыт самостоятельного творчества – порождения и осуществления собственных замыслов. Опыт, который незаменим для становления самосознания ребенка, его самоощущения в социальной среде и который поможет ему в будущем стать «креативным» в той сфере деятельности, которую он изберет. (Утверждение о приоритетности сферы искусства для первоначального обретения творческого опыта обосновывается в других наших работах.)

Заметим попутно, что именно дефицит творчества в школе является, скорее всего, главной причиной того парадоксального на первый взгляд факта, что школьная успешность детей от года к году не повышается, а снижается.

Одной из неотложных и непростых задач российского образования считается переход от «знаниевого» подхода к «компетентностному». В художественном образовании эта проблема решается «сама собой», поскольку искусство – не область отвлеченных знаний, а в первую очередь область практического творчества, или сотворчества, когда речь идет об адекватном восприятии искусства. В этой области нельзя знать, не умея, причем умение означает не усвоение каких-либо безличных приемов, а умение решить конкретную творческую задачу.

Охрана здоровья школьников представляет собой одну из никем не оспариваемых задач организации образовательного процесса. Сказанное до сих пор объясняет и подчеркивает очевидный «здоровьесберегающий» характер занятий художественным творчеством.

Практика учебных заведений, в которых искусство занимает достойное место, показывает, что в результате занятий художественным творчеством повышается эмоциональный тонус детей, возникает положительное отношение к школе, статистически значимо снижается невротизация, тревожность и утомляемость детей. Особо подчеркнем последнее обстоятельство: занятия искусством снимают, а не увеличивают перегрузки. Усталость детей во многом вызывается недогруженностью творчеством, которое является их естественной, хотя и не всегда осознаваемой потребностью. (Между тем, борьба с перегрузками, то есть сокращение учебных часов, всегда грозит в первую очередь сказаться на «не обязательном» искусстве!)

Занятия искусством давно и с успехом применяются как мощное терапевтическое средство при самых разных заболеваниях. Уже это одно гарантирует его благотворное профилактическое воздействие на здоровых детей. Как утверждается в названии одной из лучших арттерапевтических книг, «Арт – всегда терапия!»

Обширные исследовательские данные показывают, что занятия разными видами художественного творчества активизируют интеллектуальную деятельность детей и юношей; положительно влияют на успеваемость по так называемым основным предметам (а не «отвлекают» от них); повышают общую креативность человека; развивают воображение, без чего не может быть речи о творческой деятельности в какой бы то ни было области человеческой деятельности. Существуют зарубежные исследования, которые показывают, что расходы на культуру являются условием экономического роста. Это можно в полной мере отнести и к художественному образованию.

Школьники, обучающиеся в «эстетических» классах, для поступления в которые не требуется никакого предварительного отбора, начинают заметно опережать своих ровесников из «общеобразовательных» классов и в интеллектуальном плане, и в эмоциональном и нравственном развитии.

Специальные исследования показали, что усиленные занятия художественным творчеством, даже предпринятые не в младшем, а в подростковом возрасте и со слабым контингентом учащихся, приводят к значительному личностному росту детей: эмоциональная сфера обогащается, эгоистические и потребительские мотивы уступают место стремлению к саморазвитию и заботе о других людях; растут самостоятельность и ответственность ребенка – признаки его психологического здоровья. Не случайны данные социально-психологических исследований, показывающие, что среди взрослых, обладающих богатым опытом общения с искусством, больше людей личностно развитых и социально ответственных

Неоднократно показано также, что художественное творчество, тактично организуемое педагогом, положительно влияет на так называемых трудных подростков, помогает им преодолеть чувство отчуждения, наполнить «ценностный вакуум» (заполняемый в других условиях «антиценностями»), избавиться от тяги к самоутверждению в асоциальном поведении.

Принципиально важно, что все эти воспитательные возможности искусства осуществляются не «в лоб», не путем отрицания тех или иных «антиценностей», которые почему-либо дороги воспитуемому (что обычно приводит к обратному результату или не приводит ни к какому), а путем внутреннего, добровольного приобщения ребенка к тем положительным ценностям и переживаниям, которые приносит художественно-творческий опыт.

Можно утверждать, что – повторим еще раз – в условиях светского общего образования искусство – единственная область, в которой может закономерным образом совершаться эмоционально-нравственное развитие растущего человека и его приобщение к высшим духовным ценностям своего народа и человечества.

Необходимо со всей ясностью осознать: если этого не происходит, если человек растет бездушным, если общечеловеческие ценности ему чужды, то чем успешнее он будет во всех остальных отношениях, тем хуже. Потому что все те качества, которые зачастую преподносятся как бесспорно положительные – прагматическая «креативность», способность приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни, его компетентность в любых частных вопросах – все это может быть легко обращено на цели разрушительные для общества и для него самого как человеческой личности.

Поэтому мнимо прагматичная образовательная политика, которая задвигает гуманитарно-художественный цикл на задворки школы, на самом деле катастрофически непрактична и недальновидна. Если мы хотим сохранить себя в качестве наследников отечественной и мировой культуры, да и просто как человеческое общество, то художественное образование должно стать безусловным приоритетом государственной образовательной, точнее – культурно-образовательной политики.