Картошка и капуста – предмет роскоши

Покупатели на оживленном рынке на северной окраине Москвы расстроены: после опустошающих летних пожаров такие товары первой необходимости, как картошка и капуста, вдруг стали дороже красивых заморских продуктов.

Потребности бурно растущего развивающегося мира и без того подталкивали вверх цены на основные продукты питания, когда по России нанесла свой сокрушительный удар катастрофическая засуха, заставившая Кремль наложить в прошлом году полный запрет на экспорт пшеницы.

Но такая чрезвычайная мера дала лишь временный результат. Сегодня и покупатели, и аналитики отмечают появление новой и весьма тревожной тенденции на полках магазинов от дальневосточного Владивостока до находящегося по соседству с Польшей Калининграда.

«С лета картофель становится просто недоступным по ценам», — говорит 30-летняя Марина, постоянно покупающая продукты на этом московском рынке.

С середины декабря цена килограмма картошки почти удвоилась, поднявшись с 25 до 40 с лишним рублей. Многие покупатели в унынии качают головами.

Задумчиво глядя на прилавок с овощами и фруктами, пенсионерка по имени Мария говорит, что теперь, прежде чем что-то купить, она дважды подумает.

«Всё выросло (в цене): колбаса, мясо, молоко … не говоря уже об овощах. Это просто невозможно! Поэтому теперь я покупаю меньше продуктов».

Подобно Марии многие покупатели сократили свои списки покупок к смятению продавцов, которые видят сегодня, как их любимые покупатели уходят из магазинов с пустыми руками.

«Те покупатели, которые раньше покупали у меня по два, по три пакета молока, сегодня покупают всего один», — говорит торговец молочными продуктами Рубен.

Но глядя на цены, Рубен признается, что это его не очень-то удивляет.

«В среднем пакет молока, стоивший два месяца назад 30-32 рубля, сегодня стоит 37-38 рублей».

А о красивом сыре и здоровом йогурте вообще можно забыть. Покупатели говорят, что цена такого важного продукта, как гречка, которую россияне едят и на завтрак, и на обед, и на ужин, с лета выросла практически втрое.

Как это ни парадоксально, для многих россиян килограмм бананов в большинстве магазинов сегодня стоит дешевле, чем мешок картошки. Этот факт не ушел от внимания кремлевского руководства.

«Пакет гречки прошлым летом стоил около 40 рублей. Сейчас мы продаем его за 120 рублей», — говорит продавщица супермаркета Лида.

У роста цен на продукты питания есть много причин, но аналитики возлагают вину главным образом на рекордную по своим масштабам засуху, из-за которой в 28 российских регионах был неурожай, на полпроцента снизивший ВВП страны.

«После этой погодной аномалии было несколько скачков цен, — говорит экономист из «Альфа-Банка» Наталья Орлова. — Началось все с хлеба и гречки, за ними последовало повышение цен на молоко, а теперь и на мясо».

Только в январе цена средней потребительской корзины выросла на 5,5%, составив, по данным Федеральной службы государственной статистики, 2769 рублей.

Ситуация осложняется ростом потребностей в Азии и плохими урожаями в крупных зерновых странах. Это была одна из многочисленных искр, из которых недавно разгорелось пламя социального недовольства в Северной Африке и на Ближнем Востоке.

И хотя Россия не столь чувствительно реагирует на ценовые потрясения, как некоторые наиболее бедные арабские страны, цены там идут нога в ногу с ценами мирового рынка, говорит аналитик из московской Высшей школы экономики Сергей Алексашенко.

«По крупам, мясу, подсолнечному маслу, сахару, молоку российские цены фиксируются на уровне мировых цен и соответствуют их динамике», — отмечает он.

Это тем более прискорбно, что в условиях дефицита Россия вынуждена импортировать некоторые продукты питания.

Только в декабре импорт картофеля вырос десятикратно, а закупки капусты за рубежом — на 150%, о чем говорят данные официальной статистики.

Размер инфляции за год должен составить почти семь процентов, и власти стараются сделать все, чтобы продовольственные цены не создали проблему во время декабрьских парламентских выборов и выборов президента в будущем году.

Президент Дмитрий Медведев провел весьма жесткую встречу с министром экономического развития Эльвирой Набиуллиной, на которой заявил ей, что успех правительства будет зависеть от ее способности сдержать инфляцию.

А в конце января заместитель Набиуллиной Андрей Клепач сказал, что подумывает об ограничении цен на некоторые основные продукты.