Мы вернулись на Родину после долгой разлуки

Почему открытие сочинской Олимпиады вызвало бурю восторгов и минимум отрицательных отзывов.

Открытие сочинской Олимпиады поразило комментаторов. Все с ужасом ожидали, что оно станет гимном так называемой «многонациональности». Но нет, организаторы показали русскую историю России такой, какая она и должна быть. Конечно, были технические огрехи. Но зрителям на мгновение почудилось, что они вернулись на Родину после долгой разлуки.

Что же «зацепило» людей? Я почти не видел бранных откликов — на фоне открытия Олимпиады хулители стихли. Неужели столь важными являются музыкальные цитаты из Свиридова или Петр Первый, как видение промелькнувший на экране?

Как мне представляется, дело в том, что народ — это тело истории. Поколения приходят, поколения уходят, но народ существует в истории бесконечно долго. В отличие от обычного человека, который смертен, и, как было сказано в великом романе, «внезапно смертен».

Обычно думают, что «народ» — это что-то внешнее по отношению к обычному человеку. Дескать, народ существует «где-то там». Но народ — это все мы. Больше того, каждый отдельно взятый человек парадоксальным образом тоже народ, причём весь целиком. Русский народ не существует вне меня, я не являюсь «одной стосорокамиллионной» его частью. Я и есть русский народ.

Но индивидуальный человек смертен. Народ — это способ, которым индивидуальный человек сохраняется в истории. Пётр Первый — это я. Свиридов — это я. Пушкин, Достоевский, Толстой — все великие гении и великие злодеи прошлого сохраняются в истории потому, что здесь и сейчас существую я. До той поры, пока я помню о них — они живы в историческом времени.

Народ — это храм истории. Храм, в котором осуществляется единение живых и мёртвых, связь между предками и потомками. Когда люди чувствуют эту связь, философы начинают писать о народном духе, который присутствует в каждом.

Этот народный дух — просто расширение смертного индивидуального и потому неисторического «я» до способного неограниченное время пребывать в истории «мы». Но «мы» здесь тоже не верное слово. Просто индивидуальный человек оглядывается в прошлое и видит позади себя бесконечные столетия. В которых он уже существовал, потому что существовали и действовали его предки.

Говорят, что когда человек умирает, он видит «записанную на пленку» череду его поступков в течение всей жизни. Буддисты уверяют, что особо продвинутые святые могут увидеть предыдущие жизни — на миллиарды лет назад.

Так вот, история народа похожа на такую плёнку.

Глядя на историю народа, человек видит свою личную историю через призму истории предков.

Но, конечно, важно, что он видит. В последние два десятилетия нашу историю мазали только черной краской. Да что там, два десятилетия. Пожалуй, уже с 1917 года вся дореволюционная история России подверглась тотальному поруганию.

Высмеивалось и обгаживалось абсолютно всё. Цари — дураки, бояре — идиоты, писатели — помещики, чиновники — воры, военные — садисты и т.п. и т.д. После 90-го года к этому списку добавили всё советское: генсеки — маразматики, партийцы — преступники, космонавты — зря едят народный хлеб и народное масло и т.д. и т.п. В России после 90-х осталось два святых — Борис Ельцин да Егор Гайдар. Потом к ним добавился Ходорковский. Естественно, это не история, а кошкины слезы.

Так вот, в ходе открытия Олимпиады Россия показана страной белой, европейской культуры. Страной, которая на протяжении веков одним мощным усилием стремилась «пробить окно в Европу». И пробила, став неотъемлемой частью современной цивилизации.

На протяжении столетия русским показывали искаженную картину нашей собственной истории. Неудивительно, что люди не узнавали в ней себя. Я уже сказал выше, что народ («народный дух») — просто расширение смертного индивидуального и потому неисторического «я» до способного неограниченное время пребывать в истории «мы».

Так вот, если все предки были дураками и преступниками, то подобная операция невозможна. Кем будет выглядеть человек, ассоциирующий себя с подобной историей? Наследником дураков и преступников. То есть тоже дураком и преступником.

Та история, которая была показана в ходе открытия Олимпиады, интересна тремя вещами:

1) восстановлением непрерывности российской истории. Иначе говоря, советский период и период царский не противопоставляются. Никто не объявляет царей дебилами, генсеков — мразматиками. Они — просто были и они часть нашей истории;

2) показано огромное усилие по созданию русской сверхкультуры, в котором равное участие принимали решительно все — и цари и стиляги;

3) наконец, показана и сама сверхкультура как результат русского гения.

Открытие Олимпиады вышло удачным. Показанная ретроспектива русской истории превзошла все ожидания. В этом зеркале русские узнали себя, свою культуру и свой народ. Отсюда вал восторга, прокатившийся по блогосфере и выплеснувшийся в СМИ. Да, по ощущению это похоже на возвращение домой после долгой разлуки. Фрустрированное и униженное русское национальное сознание узнало себя. Аналогичные эмоции люди испытывали, кстати, на недавней выставке в Манеже, посвященной русской истории.

Мы не знаем, случайная ли это удача или спланированная подготовка новой государственной идеологии. Если второе, то нужно признать, что она вышла органичной и удачной. Важно только, чтобы эта идеология опоры на великую русскую культуру не осталась фантомом и миражом в булькающих речах депутатов, а воплотилась в жизнь в реальных институтах, обеспечивающих возрождение русского народа.