Владимир Новиков о гуманизации образования

Звонок с радиостанции: прокомментируйте в прямом эфире скандал, вызванный безграмотным обращением министра образования Ульяновской области Екатерины Убы к участникам местного фестиваля науки.

Знакомлюсь с текстом злополучного выступления и честно отвечаю: да, материал изобилует несуразностями, поскольку просто не был вычитан. Каких-либо поводов для филологической рефлексии, для общеинтересной «работы над ошибками» здесь нет. Честно говоря, шумиха поднята неадекватная. Стоило ли так накидываться на бедную Убу? Была женщина образцовой учительницей, защитила диссертацию, выдвинули ее на министерскую должность. Раньше эта позиция называлась скромнее — «заведующая облоно». Кстати, сограждане: не слишком ли много в нашей стране министров? Всякий раз, когда я слышу или читаю сочетание «министр культуры такой-то области», мне оно кажется комичным. «Начальник управления» — куда ни шло, а министр – все-таки другой разлив. Но это к слову.

А меморандум Убы при всей его риторичности и бессодержательности дает одну смысловую зацепку. Цитирую: «Выбранный формат фестиваля является удачной находкой, и способствует как установлению партнерских отношений и договоренностей на самом высоком уровне так демонстрации детям и молодежи потенциала наших ученых и возможностей науки как сферы для самореализации».

Пробившись сквозь «каки» и «таки» к последнему слову, на нем и хочу заострить внимание. Детей зазывают в науку, именуя ее «сферой для самореализации». А по-моему, настоящий ученый – это тот, кто меньше всего думает о самореализации. Он просто не может не заниматься своим предметом, который ему интереснее всего остального. Николай Вавилов, к примеру, своей наукой жил и дышал, а «самореализовывался» в это время Трофим Лысенко.

«Тварь ли я дрожащая, или право имею?» — вот вопрос, который ставит перед собой человек, главная цель которого – самореализация. Читавшие роман Достоевского «Преступление и наказание» знают, какой поступок за этим следует.

Некоторые подробности по делу школьника-стрелка Сергея Гордеева. «Как рассказала учительница русского языка и литературы Татьяна Бабкина, задержанный десятиклассник часто вступал с ней в дискуссии и пытался доказать, что милосердия и добра в мире не существует. После задержания мальчик отказался отвечать на вопросы следователей, поставив им два условия. Сергей хотел увидеть любимую учительницу литературы, а также получить «печеньки с чаем»».

«Ну прямо Кафка!» — любят восклицать иные грамотеи, столкнувшись с житейским абсурдом. А тут впору воскликнуть: «Ну прямо Достоевский». Ненавидящий литературу и считающий ее «чушью» бездушный подросток почти цитирует «Записки из подполья»: «Свету ли провалиться, или вот мне чаю не пить? Я скажу, что свету провалиться, а чтоб мне чай всегда пить».

Возможно, Сергей Гордеев невменяем (хотя второй, «контрольный» выстрел в учителя географии едва ли объясним «состоянием аффекта»). Но в любом случае, он моральный урод, и одна из причин этого уродства – однобокая образованность в сочетании со склонностью к самоутверждению любой ценой. Перезанимался мальчик физикой и математикой, а его отвращение к литературе с ее нравственной привязчивостью, увы, находится в определенном соответствии с государственной политикой в области народного образования.

Задача «самореализации» решается не в детстве, а на протяжении всей жизни, и результат оценивает не сам человек, а некая высшая сила. Стоит ли ребенку усиленно специализироваться в незрелые годы, становиться «юным ученым» (а не учеником). Не важнее ли, не ценнее ли быть в «школьные годы чудесные» просто живым подростком, открытым жизни и людям, восприимчивым к чужим чувствам и болям? Именно эти навыки ненавязчиво прививает одна из всех учебных дисциплин – литература. Все более изгоняемая из школы и из вузов.

Господа министры всех рангов! Достигнув своих постов, вы, можно сказать, успешно самореализовались. Имеете отличные условия для непыльной, высокооплачиваемой работы и особенно для отдыха. И отпрысков своих пристраиваете удачно. Но детей всей нашей необъятной и неблагополучной страны все-таки стоить учить другому.