Превентивные недомеры. Психологи не помогут школьникам

Плохая подготовка школьных психологов не позволяет выявлять проблемных подростков

В четверг Москва попрощалась с полицейским Сергеем Бушуевым и учителем географии Андреем Кирилловым, застреленными в школе № 263 15-летним подростком. В этот же день столичный мэр Сергей Собянин поручил провести переаттестацию школьных психологов, чтобы они заранее могли выявлять проблемных детей. Как выяснили «НИ», сегодня психологические службы в школах скорее выполняют номинальные функции, нежели влияют на детей. Этому мешает и низкая квалификация психологов, и неправильная постановка задач руководством школ.

Случай с подростком, который вошел в школу с ружьем и начал стрелять, – первый в истории России. Педагоги признают, что не способны предсказывать подобные вещи и не готовы вникать в проблемы детей.

«Школа – самый конфликтный этап в жизни человека, но у учителя практически не остается времени, чтобы просто поговорить с учеником. Зато мы заполняем бесконечное количество бумаг. Из школы ушла человечность, когда ребенка учат жизни, получать удовольствие от жизни, разговаривать на полутонах, объясняют, что жизнь не черно-белая», – пояснил «НИ» директор школы «Класс-Центр» заслуженный учитель РФ Сергей Казарновский.

Решать жизненные проблемы учащихся в первую очередь должны школьные психологи. Однако эксперты в один голос говорят о катастрофической нехватке психологов в школах, а также о непрофессионализме существующих.

«Впервые ставки школьных психологов возникли в 1989 году. Тогда в стране было не больше 20 университетов, которые готовили квалифицированных специалистов», – рассказывает «НИ» декан факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова и президент Российского психологического общества Юрий Зинченко. По его словам, вполне естественно, что при нехватке специалистов большое количество свободных ставок заняли непрофессионалы: «Учителей отправили на курсы повышения квалификации. Но каким психологом мог стать учитель физкультуры за девять месяцев переподготовки?»

Г-н Зинченко отмечает, что в попытке резко увеличить число специалистов разрешение на их подготовку давали любым университетам, даже сельскохозяйственным и политехническим: «Сейчас такой подготовкой занимается более 400 университетов. Представьте, какая армия псевдопсихологов вышла из их стен».

В столичной школе № 263 психолог был, но от трагедии это не спасло. Взрослые должны были предвидеть поведение стрелявшего школьника, но… Завотделом медицинской психологии Центра психиатрического здоровья Сергей Ениколопов говорит «НИ»: «Непрофессионализм в этой сфере большой. Одни плохо обучены, другие даже боятся детей. Плюс никаких особенно научных разработок за их действиями не стоит».

Г-н Ениколопов уверен: школьные психологи оторваны от науки, а потому остаются на довольно примитивном уровне: «Руководство считает, что они должны заниматься проведением какой-нибудь игры, которая снизит уровень агрессии. Они и проводят. А если бы школьные психологи знали, о чем думают специалисты по агрессии, то никакой бы игры не предлагали вообще».

В четверг мэр Москвы Сергей Собянин объявил, что все столичные школьные психологи пройдут переаттестацию.

Но это там, где они есть. Дело в том, что во многих школах психологов нет вообще. «Сегодня один из показателей успешности школы – результаты ЕГЭ. Не надо объяснять, на ком остановит свой выбор директор – на дополнительном учителе, который подтянет школьников, или на психологе», – объясняет г-н Зинченко. По его словам, наличие психолога – экзотика, доступная для богатых школ.

Работу психологов часто перекладывают на учителей, в основном на преподавателей физкультуры и биологии, говорит первый вице-президент Российского психологического общества Лариса Цветкова: «Например, отправляют учителя биологии проводить превентивную программу в области сексуального поведения. А дети, может, и учителя не очень любят, и биологию и делают все наоборот. Когда мы оценивали эффективность профилактических программ, то выяснили: если они проводятся непрофессионально, мы получаем обратный эффект».

По мнению экспертов, спасти ситуацию может лишь создание целой системы школьных психологических служб. «Необходимо готовить людей по высоким стандартам, а затем раз в пять лет проводить их сертификацию на соответствие этим стандартам», – отмечает г-н Зинченко. Он уверен, что небольшим уровнем психологической компетенции должен обладать и учитель, который мог бы распознать странности в поведении ребенка во время уроков, а затем обратить внимание психолога и родителей.

Солидарны эксперты и в том, что после стрельбы в московской школе нужно проследить, чтобы ни у кого из подростков не возникло желания повторить «подвиг» сверстникам. «Это называется синдромом Вертера, когда после сообщения о суициде идет волна самоубийств», – поясняет Сергей Ениколопов.

Польза от существующих школьных психологов все же есть, но небольшая, ответила Лариса Цветкова «Новым Известиям»: «Нереально одному человеку обслужить тысячу». Наша собеседница подтвердила, что если в школе работает только один психолог, обнаружить проблемного ребенка, никак себя не проявляющего, вряд ли удастся до тех пор, пока не поступит запрос на помощь от него самого, учителей или родителей: «Тестов, которые бы указывали на склонных к риску детей, нет. Такие методики лишь создаются, а пока все зависит от наблюдательности специалиста».