«Зелёные» покинули вокзал в Штутгарте

Главное сопротивление достаточно спорному для многих жителей Германии многомиллиардному проекту железнодорожного концерна Deutsche Bahn и земли Баден-Вюртемберг оказывает общественная организация Aktionsbündnis gegen Stuttgart 21.

Долгие годы одними из самых активных участников этого НПО были три объединения, близкие к партии «зелёных» – региональное отделение экологического союза BUND, автомобильный клуб VCD и добровольный союз пассажиров Pro Bahn. Кроме того, среди ярых противников строительства вокзала в Штутгарте были, естественно, и сами представители городского отделения «зелёных». 21 января все эти протестные группы заявили о своём выходе из НПО Aktionsbündnis gegen Stuttgart 21.

«Зелёные» официально распрощались с непарламентским противодействием строительству вокзала, переведя его в спокойное, официальное русло. Как отмечают в руководстве «зелёных», деятельность партии на данном направлении будет отныне увязываться в первую очередь с экспертными оценками строительства с точки зрения экологических норм.

Вообще-то, в рядах штутгартских активистов, для которых строительство вокзала, несмотря на итоги земельного референдума в его пользу, по-прежнему остаётся неприемлемым, есть ещё более десяти общественных объединений. В середине января около тысячи человек вновь вышли на городскую демонстрацию против многомиллиардного проекта. Почему же тогда информация о выходе «зелёных» из этого протестного движения, к которому они принадлежали с 2007 года, стала одной из главных новостей для немецких СМИ?

Дело в том, что именно «зелёные» смогли по максимуму использовать протестные настроения в немецком обществе для достижения собственных политических целей. Так, земля Баден-Вюртемберг стала первой в Федеративной Республике, где было сформировано «зелёное» правительство во главе с Винфридом Кречманом (Winfried Kretschmann). В самом Штутгарте в октябре 2012 года к власти пришёл «зелёный» бургомистр Фриц Кун (Fritz Kuhn). А вот христианские демократы, долгие годы безраздельно правящие в этой федеральной земле и не имевшие ничего против нового вокзала, были в 2011 году от власти отстранены. Теперь же получается, что после того, как «зелёные» добились желаемого, получив поддержку местных избирателей, можно и о протестах забыть за ненадобностью, а новый вокзал – да пусть строят! Получается, что «зелёным» совсем не вокзал был важен, а власть.

Кроме того, по мнению многих политологов, Винфрид Кречман в условиях определённого ослабления своих союзников по правящей коалиции – социал-демократов – сейчас пытается выстраивать новые отношения с местными консерваторами. Так, утверждается, что речь нужно вести о переориентации Кречмана на создание будущего «зелёно-чёрного» кабинета, которое должно происходить на фоне значительного ослабления уличных протестов в Штутгарте. Многие аналитики уже говорят о серьёзной дилемме, которая возникает для всех немецких «зелёных» в их отношении к гражданским движениям. С одной стороны, «зелёные» политики продолжают настаивать на репрезентативном парламентаризме как способе решения спорных вопросов. С другой стороны – немецкие избиратели именно с помощью «зелёных» получили в Штутгарте реальный опыт того, что лишь непарламентская активность может действительно привести к реализации поставленных целей.

Похоже, что руководство «Союз-90/Зелёные» до сих пор не может оправиться от неутешительных для партии итогов выборов в Бундестаг, когда экологистам не удалось получить двузначный результат (8,6%). Попытки партии выйти из кризисного состояния, найти новые приоритеты в политике, наконец приблизиться в своей работе к реалиям сегодняшнего дня, видимо и стали главной причиной отказа «зелёных» от участия в протестах против проекта «Штутгарт-21».