Чего не хватает России?

Летописец Нестор, один из авторов «Повести временных лет», пишет о начальной Руси так: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет, приходите княжить нами». Спустя столетия 350 топ-менеджеров, чиновников, исследователей подготовили доклад о развитии России, представленный в Давосе 24 января 2014 года. Остановимся на сделанном ими выводе: все сценарии для нашей страны один другого хуже. Несмотря на то, что в подготовке принимали участие и российские эксперты, оставим эти выводы на их совести. Подобных предсказаний было великое множество. Россия как развивалась, так и развивается, что-то теряя и находя вновь, тормозя и ускоряясь, и мы абсолютно убеждены в том, что она вновь обретет место, достойное великой державы.

Однако следует задать вопрос: все ли есть у России, чтобы не только сохраниться, но и обеспечить развитие важнейших направлений — экономики, социальной политики, безопасности? Не будем комментировать конструкционную слабость перечисленного, это известно большинству общества. К тому же президент России В.В. Путин в Указе от 7 мая 2012 года №596, в Послании Федеральному собранию от 12 декабря 2013-го обозначил среднесрочные цели социальной и экономической политики государства — создание и модернизация 25 млн рабочих мест, удвоение производительности труда к 2020 году, преодоление отметки в 75 млн квадратных метров ежегодного ввода жилья к 2016 году.

Если во внешней политике, в обороне и безопасности происходят заметные позитивные сдвиги, то в экономике и социальной политике идут обратные процессы.

Возникает второй вопрос: способно ли правительство Д.А. Медведева обеспечить безусловное исполнение заданных президентом целей? Авторы уже обращались к этой теме в статье «Чего не хватает России? Д. Медведев расписался в несостоятельности правительства». («Советская Россия». 15 октября 2013 г., №117). Ответ на вопрос однозначный — нет. Приведем пример, имеющий прямое отношение к затронутой в статье теме.

Правительство России 17 октября 2013 года одобрило «Стратегию развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации на период до 2030 года». Заявленная цель стратегии — удвоение внутренних водных перевозок к 2030 году, может быть достигнуто и без запланированных расходов по причине их падения с 580 млн тонн в 1989 году, до 140 млн тонн в 2012-м. Цель, которая за такой срок и стоимость достигает только половину того, что недавно обеспечивалось государством, нич­тожна.

«Стратегия» не предусматривает комплексного развития коммуникаций и гидроэнергетики при попутном использовании водных ресурсов для мелиорации зон рискованного земледелия, сельского хозяйства, защиты от наводнений, торфяных пожаров и т.п.

Смешивая в кучу водные пути, флот и перевозки, «Стратегия» игнорирует тот факт, что водные пути сообщения и транспорт совершенно разные вещи, и предполагает «потешное» повышение пропускной способности внутренних водных путей, но не развитие их сети.

Развитие водных путей — задача государства, а перевозки дело граждан, предпринимателей. Государство, учитывая природные и социально-экономические реалии, пожелания и перспективы, планирует улучшение и развитие водных путей и ставит граждан в известность о габаритах водных путей и судопропускных сооружений, о сроках их осуществления. Граждане и бизнес на этой основе строят свои суда, планируют и осуществляют перевозки. Ничего подобного в «Стратегии» нет.

«Стратегия» игнорирует природные и технические реалии внутренних водных путей. Такие пути в России есть только в составе единой глубоководной системы, но и она перестала быть единой (нет единства габаритов судопропускных сооружений) и глубоководной. Поэтому в мире доля водного транспорта составляет от 10% во Франции до 32% в Китае. В России эта доля упала до 1%.

Отсюда следует третий вопрос: что делать?

Главный путь сохранения и развития России как суверенного государства лежит в области не просто ускоренного, а прорывного, инновационного развития, с опорой на разработанные с учетом всех ресурсов и возможностей плановые параметры. Отправной точкой должен быть признан факт, что любое инерционное или догоняющее развитие обрекает страну на поражение по давосскому или иному варианту. И еще: в соответствии с Конституцией Российской Федерации, только государство способно задать движение строительству коммуникаций, путей сообщения, гидроэнергетики. Именно пути сообщения и коммуникации послужат надежными скрепами нашей великой страны.

Коммуникации и энергетика

Зададимся вопросом: почему Россия отстает в производительности труда от экономик передовых стран в несколько раз?

Искать ответ нужно не в отдельно взятом производстве, а в анализе затрат отечественной экономики в целом. Разве станочник на верфях Гамбурга по своим нормативам выработки в разы опережают своих коллег из Североморска, Калуги, Екатеринбурга, Самары? Конечно нет. Технологические нормы выработки их идентичны. Строители масштабных олимпийских объектов в Сочи, вероятно, даже опережают в производительности труда строителей из Марселя, Неаполя или Афин. За счет чего же образуется такой критический разрыв?

Любой опытный управленец, производитель реальных товаров и реальной продукции скажет: издержки на транспорт и электроэнергию. Россия не является мировым лидером в количестве транспорта, однако она является им по расходам на транспорт — он съедает почти треть всего энергетического баланса страны. Да еще попутные затраты на освещение и отопление производства. Россия северная страна, холодная, и световой день в зимний период короче, чем в Европе или США. Промышленные города Севера США — такие, как Чикаго, расположены на широте субтропических и вечнозеленых курортов Сочи, Сухуми, Батуми. Даже северная канадская Оттава — это широта самого южного в России, изобильного Краснодарского края. Это не оправдание. Вопрос в источниках энергии. Почему-то в России упорно продолжают генерировать электроэнергию путем сжигания дорогостоящего угля, мазута, газа и получать еще более дорогую электроэнергию. Не обращается внимание на естественные ресурсы, ведь энергия падающей воды бесплатна. Не нужно покупать углеводороды, не нужно их утилизировать, не нужно тратиться на экологические программы по ликвидации последствий загрязнений окружающей среды. Тем более технически возможный и экономически обоснованный потенциал рек позволяет генерировать дешевую электроэнергию на реках России в 10 раз больше, чем сегодня производится всеми ГЭС страны.

Кроме этого, комплексное освоение потенциалов рек обеспечивает и новые пути сообщения. К примеру, Рейн-Майн-Дунай работают не только как важнейшие транспортные пути и служат для мелиорации сельхозпроизводства, но и производят основные объемы электроэнергии. На них построено 57 плотин с ГЭС и судопропускными сооружениями. Напомним, эти реки сопоставимы с российскими реками Окой, Клязьмой, Камой. В результате продуманного подхода в освоении водных ресурсов внутреннее промышленное и сельскохозяйственное производство обеспечено дешевыми перевозками, водоснабжением и стабильным энергообеспечением. Отсюда низкая себестоимость и конечная цена продукции.

Инновации. Планирование

Важно понимать, что инновация — это не только процесс нововведений на действующих технологиях. Когда за счет некоторых усовершенствований или установки дополнительных устройств и приспособлений увеличивается производительность труда или качество изделий. Для России инновации — это радикально-взрывные, принципиально новые, пионерские технологии, которые включают в себя открытия, коррелирующие на гранях наук, и предлагают существенные изменения общепринятых технологий.

Западные корпорации, хорошо осведомленные об интеллектуальных активах российской науки, организовали в стране мощную систему выявления и присвоения новейших разработок. Работа ведется под прикрытием международных организаций, которые устраивают различные конкурсы с присуждением международных грантов. Такая деятельность является исключительно диверсионной и подрывной. Чтобы претендовать на получение гранта, необходимо направить работы в эту организацию. Представляете, какой капитал страны стекается так называемым экспертам? Избранную работу оценивают на копейки. Цена гранта несколько тысяч долларов. Прочие разработки, возможно, более значимые, остаются в их распоряжении. Остается сделать то, в чем они сильны, — запатентовать и получить право собственности. Стоимость первичного пакета возрастает в миллионы долларов. А в том случае, если идеи преобразуются в действующие технологии, то капитализация исчисляется миллиардами. Поэтому в США, инициаторе, по сути, воровских технологий, оборот нематериальных активов достигает 50%, а, к примеру, в той же России 0,3%. Большинство открытий, зарегистрированных в США, имеют российское происхождение или корни. Российские мозги идут за бесценок. Эффективность вложений России в инновации по сравнению с американцами почти в 120 раз ниже.

Инновации в своем первичном значении не являются деньгами, также не являются классическим потребительским товаром. Инновации в иерархии реальных ценностей расположены выше их. Вся современная мировая экономика возникла благодаря использованию инноваций. Деньги и ресурсы играли исключительно вспомогательную роль инструментов. Внедрение инноваций позволило родиться новым товарам и продуктам, а также новым количествам новых денег. Инновации, и только они, рождают новое качество жизни людей. Помноженные на достойную систему управления, инновации делают страну сильной, богатой, образованной и конкурентоспособной.

Инновационные проекты в стране име­ются. Потребители инновационных продуктов имеются. Специалисты, способные внедрить инновации, пока еще имеются. Мотивации к внедрению у авторов — разработчиков и промышленников, также име­ются. При этом нет никаких механизмов пробуждения и запуска в действие этих спящих возможностей. Нужно разрушить устоявшиеся мифы, отбросить все стереотипы и включить логику, здравый смысл и национальный эгоизм. Товар, который реально может принести новые деньги, может пользоваться не меньшим спросом, чем сами деньги.

Зададимся простым для всех вопросом: почему все банки мира могут торговать деньгами, но не могут оперировать истинными капиталами-инновациями, позволяющими на их основе делать не только кратные прибыли, но и улучшать качество жизни граждан? Почему банк вместо денег не может торговать и управлять инновациями, изобретениями, открытиями, патентами, ноу-хау? Банк управлять деньгами может, а инновациями, которые не только делают, но и кратно приумножают эти самые деньги, не может?

В советский период существовало несколько взаимно дополняемых органов управления, которые регулировали не только социальные и экономические процессы, но и внедряли научно-техническое перевооружение промышленности. Госплан СССР, Госснаб СССР, министерства, Государственный комитет по науке и технике, Академия наук, отраслевые НИИ и даже структуры, занимающиеся научно-технической разведкой, и многие другие. Сегодня все наоборот — никакая из систем государственного управления не занимается такой деятельностью. Все отдано на откуп бизнесу и монетарным, рыночным отношениям. Какой-то выраженной государственной политики в переходе страны на инновационный путь развития не просматривается. Частные компании никогда не смогут выйти из сложившихся противоречий с населением страны. Одни хотят покупать качественный и недорогой продукт, вторые, движимые наживой, продают максимально дорого.

Фонды и банки, имеющие в названии слово «инновационный», на практике такими не являются. Любой инновационный банк — это разновидность обычного коммерческого банка с прописанными в его уставе задачами по финансированию и кредитованию венчурных проектов, внедрению изобретений и новшеств, направленных на повышение уровня производства. Инновационные банки, как все остальные, с выгодой торгуют деньгами, в противном случае они давно должны были исчезнуть.

Инновационное предложение об инновационном банке

Суть предложения заключается в создании государственного органа планирования и управления инновационным развитием с условным названием «Государственный инновационный банк «Россия». За ним закрепляются функции анализа и планирования, оценки и управления инновационным развитием всех отраслей и полномочия по принуждению к внедрению. Такой орган может быть ведущей силой по обороту и внедрению имеющихся идей и открытий, первооткрывателем новых коммуникаций не только внутреннего, но и внешнего инновационно-денежного движения.

Примером может служить Банк России (ЦБ), который выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительными правами денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функции государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения.

Государственный инновационный банк «Россия» может выступать как государственный институт по организации процессов стратегического и индикативного планирования в сфере производственной экономики и несет ответственность за исполнение утвержденных параметров инновационного экономического развития. Права, обязанности и ответственность могут быть определены законом «О Государственном инновационном банке «Россия».

Государственный инновационный банк «Россия» дает экспертную оценку самой инновации, которая будет иметь свою конкретную стоимость и может быть использована при получении кредита, в качестве ликвидного залогового инструмента;

Государственный инновационный банк «Россия» несет ответственность за надежность экспертной оценки инновации и может приобретать на нее право собственности путем выкупа у владельца и с его согласия;

Государственный инновационный банк «Россия» не может непосредственно сам участвовать во внедрении инноваций, а только способствует разработчикам инноваций во внедрении и/или продвижении до потенциальных потребителей.

Авторы, владельцы разработок, производственные предприятия, кредитные организации и все участвующие в процессе впоследствии только выиграют от такой интеграции, которую способен обеспечить новый государственный орган.

Мы привыкли к тому, что аукционные дома Европы и Америки торгуют предметами искусства: картины и скульптуры известных мастеров, старинные раритеты раскупаются быстро и за большие деньги, причем на этих торгах необязательно присутствовать покупателю. Вся информация о выставляемых на торги предметах, месте проведения, сроках и условиях торгов выходит через интернет заранее, чтобы покупатель смог тщательно обдумать, взвесить все за и против и принять для себя решение.

Государственный инновационный банк «Россия» на своих внутренних и зарубежных площадках может организовать постоянно действующие аукционы с предварительной презентацией инновационных разработок. Все представленные на аукцион инновации имеют оформленную надлежащим образом юридическую защиту, содержат экспертное заключение и оценку, подготовленную специалистами и утвержденную авторитетными учеными. Такого продвижения инноваций пока также нет в мировой практике. Россия может выступить пионером в этом инновационном начинании. Это позволяет государству приобрести дополнительно высокодоходное направление, громко заявить о достижениях отечественной науки, активировать незадействованные потенциалы и политическое уважение со стороны мировой научной общественности.

Масштабный, управляемый процесс оборота инноваций с вовлечением в него научной и промышленной элиты страны, с использованием директивных способов принуждения неизменно даст положительный результат. Мультипликативный эффект от введения в гражданский оборот интеллектуальных продуктов предполагается не просто ощутимым, а выраженным ускорителем развития всех звеньев оборонных, промышленных, экономических и социальных сфер.

Важным условием успешности проекта является обеспечение двухуровневого процесса.

Первый уровень — научно-технические открытия.

Второй уровень — производственно-технические достижения.

Задача, стоящая перед банком, заключается в создании бесперебойного сквозного цикла продвижения инновационного продукта: «Открытие — правовая защита — экспертиза и оценка — внедрение и реализация — результат».

Следует сразу обозначить природу собственности инновационного банка. Такого уровня организация, располагающая крупнейшими научными активами, может принадлежать только государству, главной задачей которого будет проведение политики национальных интересов. Это вовсе не означает, что не будет желающих образовать некий пул или консорциум. Вероятны многочисленные претенденты с крупными финансами и желанием участвовать. Не исключаем и даже предполагаем проявление интереса со стороны Китая, США, большинства европейских стран и др. В рамках отдельных направлений и по конкретным проектам возможно сотрудничество с иностранными государствами и их национальными компаниями. Но, как предполагается, совместного экономического и хозяйственного сотрудничества быть не должно. При этом доступ в хранилище Государственного инновационного банка «Россия» должен быть надежно закрыт и охраняем.

В короткий промежуток времени экономика страны получает еще одну отрасль и дополнительные миллиардные обороты.

Физические лица — авторы разработок, на основе заключенных договоров передают их банку для продвижения и продажи, аналогично существующей рознице. Только вместо денег банк принимает в оборот инновационные активы и изобретения. Все интеллектуальные активы, принятые банком, оформляются как беспроцентный депозит, а в случае нахождения приобретателя собственник оплачивает банку комиссионные проценты.

Другой вариант: владелец (правообладатель) не отдает проценты банку, а изначально оплачивает услуги по поиску приобретателя.

Третий вариант: владелец (правообладатель) предлагает покупателю (приобретателю) за изготовление определенной партии инновационных технических продуктов передачу этого права.

Вариантов взаимовыгодных отношений между тремя участниками процесса множество. Банкиры знают и другие варианты построения взаимоотношений между банком, правообладателем-клиентом и приобретателем. Возникающие сложности в оценке этого актива легко устранимы при квалифицированном экспертном рассмотрении. Сегодня большинство банков в своей структуре имеют кредитные комитеты или кредитные службы. Специалисты этих служб изучают и оценивают любой бизнес-план, проект или программу, в том числе с инновационным содержанием. Отобранные в персональном порядке специалисты-профессионалы без длительной переподготовки, совместно с представителями Академии наук могут выступать в качестве государственных экспертов-оценщиков. Этот процесс дает развитие совершенно новой и современной профессии — менеджера по инновациям и менеджера по оценке инноваций, а высшей школе — сигнал в необходимости подготовки таких специалистов.

Какие направления могут быть востребованы в среднесрочной и стратегической перспективе? На этот вопрос должно ответить государство в лице президента Российской Федерации. По нашему мнению, ответ должен заключаться в постановке долгосрочных государственных целей. Следует предположить, что они могут быть выражены в следующем: здоровье человека, его трудоспособное долголетие с настроем на рождение детей; коммуникации и средства связи, снижение нагрузки на окружающую среду, оборона и безопасность, экономия энергоресурсов и новые виды энергии. Каждое из этих направлений предполагает опору на многие отрасли экономики. Все это развивается на базе отечественных производств и территорий.

Целевые задачи формулируются масштабно — превышение уровня обычной конкурентоспособности продукции.

И еще важный элемент при постановке задач — развитие должно учитывать демографический провал и кратно опережать убыль населения.

Амбициозно? Да. Возможно? Да. Опыта решения задач такого уровня нет ни у кого в мире? Да.

Структура Государственного инновационного банка «Россия»

В Государственном инновационном банке «Россия» аккумулируется огромная масса тщательно отобранных инновационных продуктов. Структура банка построена по отраслевому принципу, состоит из функциональных отраслевых департаментов.

Каждый департамент курируется членом наблюдательного совета — представителями РАН и заместителем председателя банка.

Департамент системного анализа;

Департамент стратегического и индикативного планирования;

Департамент оперативный — приобретение и отчуждение инновационных продуктов;

Отраслевые департаменты — машиностроение, химия, нефтехимия, металлургия, геология, оборона и др.

Департамент медицины возглавляет академик, представитель Российской академии медицинских наук (РАМН).

Департамент сельского хозяйства возглавляет академик, представитель Российской академии сельскохозяйственных наук (РАСХН).

Департамент образования возглавляет академик, представитель Российской академии образования (РАО).

Наблюдательный совет возглавляет первый заместитель председателя правительства РФ или другая персона, соответствующая статусу председателя банка «Россия».

Наблюдательный совет — постоянно действующий орган без «свадебных генералов».

В составе наблюдательного совета Государственного инновационного банка «Россия» академики — члены Российской академии наук, министры или их первые заместители, прикомандированные специальным распоряжением правительства, технические специалисты минобороны, ФСБ, минобразования и науки России, представители других министерств, ведомств, научных учреждений по согласованию. Присутствие в составе наблюдательного совета одного из руководителей Роспатента обязательно.

Государство передает банку в полное распоряжение накопленный, прошедший предварительную экспертную и оценочную комиссию имеющийся научный актив. Любая проектная разработка, в соответствии с принадлежностью, проходит предварительное рассмотрение в департаменте. Подготовленный департаментом и оформленный соответствующим образом отчет-заключение с присвоением квалификационного статуса направляется на утверждение наблюдательному совету.

Члены наблюдательного совета дают добро на подготовленное экспертами заключение и его квалификационный статус. Инновационный продукт поступает в оперативную часть банка для включения в гражданский оборот. Интеллектуальная капитализация банка сделает его ведущим игроком не только в международном банковском сообществе, но и глобальной фигурой влияния на мировые научно-технические и экономические процессы.

Наблюдательный совет имеет право отклонить утверждение отчета — заключения и/или его квалификационного статуса, по различным основаниям, например в случае выявления инновационного продукта с возможностью двойного назначения или значения исключительно оборонного. Наблюдательный совет оставляет их на стратегические нужды государства, дает рекомендации правительству о необходимости его приобретения. Государство может и должно выступать в роли приобретателя инновационного актива для нужд обороны, безопасности, космических проектов и др.

Банк, представляющий особую отрасль, реагирует на индустриальные инновации и оперативное включение их в процесс исполнения. Федеральным законом «О Государственном инновационном банке «Россия» ему делегированы достаточные полномочия для применения директивного управления с механизмами воздействия в инновационной сфере на все объекты инновационной политики.

Объем научной информации в мире удваивается каждые 10-15 лет, а современная наука охватывает 15 тыс. дисциплин, которые делятся на фундаментальные и прикладные, естественные и общественные науки. Первоочередным базовым элементом для банка представляются технические науки. Инновационное высокотехнологическое производство должно рассматриваться как производное от естественной и живой природы и продолжает эксплуатироваться по ее законам. Накопленный общественный научный капитал при соответствующей политике приведет к интеллектуальному цунами. Допускаем возможность открытия в недалеком будущем условий, при которых человеческая мысль будет наделена способностью производить ее же собственное содержание. Например, по принципу считывания и передачи информационных данных и сигнальных импульсов от человека к компьютеру, через их соответствующую обработку, моделирование и дальнейшую передачу в процессинговый центр для воплощения в конкретный результат.

Инновационный продукт

Специалисты банка в сотрудничестве с научными работниками Российской академии наук, разрабатывают специальный тематический классификатор. В классификаторе научных дисциплин выделено три отрасли научных знаний: естествознание; социально-гуманитарные (обществознание) и технические науки, каждая из них в свою очередь образует систему взаимосвязанных и взаимодополняемых научных дисциплин.

Классификатор состоит из разделов. К примеру, медицина и здравоохранение, технологии по отраслям, экология и окружающая среда, оборона, энергетика, коммуникации. Каждый из разделов делится на подразделы. Например, раздел медицина состоит из подраздела подготовки кадров, подраздела новых технологий в диагностике, подраздела новых фармакологических препаратов, подраздела новых методик лечения и т.п. Каждый из подразделов в свою очередь состоит из отделов. Классификатор также представляется наблюдательному совету на рассмотрение и утверждение.

Полагаем, что участие столь уважаемой российской структуры РАН в продвижении интеллектуальных продуктов не заденет ее достоинства. Напротив, активация легального оборота обеспечит дополнительные ресурсы в бюджет академии, сделает прозрачными все интеллектуальные и денежные потоки в этой сфере, даст детонирующий импульс к продвижению инноваций в практическое народно-хозяйственное использование.

Станут маловероятны такие случаи, когда за 2 млн долларов специалисты научно-исследовательского института «Машэкспорт» продавали за рубеж секретную информацию с 1998 по 2003 год, которая могла быть использована при создании ракетных средств доставки оружия массового поражения. Или другой случай. Директор Красноярского теплофизического центра Красноярского государственного технического университета В.В. Данилов приговорен к 14 годам лишения свободы за передачу китайцам секретных разработок по защите искусственных спутников Земли от солнечного излучения. По оценке ФСБ, благодаря полученным сведениям Штатами ориентировочно на 15 лет был сокращен срок создания военно-космических систем.

Можем предположить, что черный рынок растет, обороты теневых сделок весьма значительны, российская наука и промышленность теряют миллиарды. Важнейшие технологии, в том числе оборонного значения, уходят, как мы видим, по дешевке. Вопрос должен рассматриваться в контексте безопасности государства.

Банкиры научились неплохо ориентироваться в продвижении услуг. Используют весь набор экономических и социально-психологических инструментов для привлечения и закрепления своих клиентов. Их опыт, подкрепленный знаниями об интеллектуальных продуктах, с привлечением дополнительных специалистов из научной среды может обеспечить полезный успех. Категорически нельзя рассматривать деятельность Государственного инновационного банка «Россия» как обычной торгово-закупочной системы. Это центр планирования, формирования, сопровождения, реализации и внедрения научных достижений. В задачу банка включается целый комплекс дополнительных услуг. Любой потребитель должен знать, что его приобретением становится не только документально оформленный интеллектуальный продукт, но и дополнительный пакет возможных услуг — от консультаций и разработки оптимальных вариантов внедрения инновации, дальнейшего научно-технического сопровождения производственного процесса до проведения новых исследований и подготовки предложений на внедрение дополнительных инноваций.

Государственный инновационный банк «Россия» направлен в первую очередь на решение внутренних целевых задач национальных государственных проектов в промышленности, обороне, социальной сфере и др. Для этого необходимо создание сети территориальных управлений в регионах. К развитию территориальных управлений должны быть привлечены региональные научные центры и отделения РАН, региональные торгово-промышленные палаты (ТПП). Все эти структуры на местах известны, обладают значительным авторитетом, имеют практически сходные цели и сопряженные задачи, удачно вписываются и взаимодополняются. Региональные отделения инновационного банка «Россия» разрабатывают и создают доступные большинству информационные каналы с полной базой разработок (кроме закрытых тем). Проводится активная пропаганда новейших интеллектуальных продуктов. Обеспечивают постоянный контакт с институтами, творческими коллективами, авторами.

Следует обратить особое внимание на селективный и поштучный отбор инновационных продуктов для продвижения и продажи на внешних рынках. С этой целью Государственный инновационный банк «Россия» открывает за рубежом собственные филиалы-отделения с предоставлением права открытия, ведения счетов и прочими правами и ответственностью в соответствии с утвержденным уставом (федеральным законом). Торговые представители российских посольств за рубежом или сами посольства подключаются к процессу в директивном порядке, проводят на своих или специально выбранных площадках организационную подготовку для зарубежных филиалов-отделений инвестиционного банка, обеспечивают проведение регистрации, в соответствии с действующим в стране законодательством. Посольства, торговые представительства Российской Федерации за рубежом на основании заключенных с филиалом-отделением банка договоров непосредственно участвуют в продвижении и продаже инновационных продуктов.

Естественно, далеко не всякой структуре по силам подобная деятельность. Банк, оснащенный лучшими специалистами, самыми передовыми информационными технологиями, при научной, академической поддержке, исключительно государственной принадлежности способен активировать «спящие» потенциалы. Да еще с огромной выгодой для страны. Вместо безработицы и сокращения рабочих мест у граждан появится широкий выбор профессий, вялотекущие темпы роста показателей обернутся ростом выпуска новых видов продукции и существенным увеличением зарплат, доходная часть бюджета получит прибавку за счет обновленных и новых предприятий. Финансовые затраты, предполагаемые на переход экономики в инновационное направление, будут покрыты кратными прибылями в относительно короткие сроки.

Мы, авторы, отдаем себе отчет в том, как по-разному может быть воспринято наше предложение, не надеемся только на положительную реакцию, но убеждены в одном: временной зазор для принятия мер весьма ограничен, внедрение предложенной модели не несет рисков, но польза от нее стране и обществу очевидна.