Для России припасено 15 тысяч тонн опия

Выступая на расширенной коллегии Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН), его глава Виктор Иванов был вынужден констатировать — несмотря на все усилия российских правоохранительных органов, наркопотребление по-прежнему представляет серьезную угрозу здоровью нации и безопасности РФ.

В подтверждение этого неутешительного факта российский «антинаркотический царь» (по стечению обстоятельств это популярное в американских СМИ выражение ввёл в оборот четверть века назад нынешний вице-президент США Джо Байден, который в эти дни находился с официальным визитом в Москве) привел неутешительную статистику.

Глава ФСКН сообщил, Россия до сих пор удерживает сомнительное лидерство в мире по употреблению афганского героина. Только за последний год было ликвидировано шесть с половиной тысяч наркопритонов и уничтожено 43 крупных нарколабораторий. Сотрудникам его ведомства удалось изъять из незаконного оборота более 46 тонн «дури». Всего же им удалось уничтожить около 28 тысяч гектаров конопли общей массой почти 230 тонн.

Как отметил Иванов, за последние годы Афганистан стал мировым лидером по производству не только героина, но и гашиша. Таким образом, в этой стране сложился «дуплетный» характер наркопроизводства. Причем, в силу либерального режима доступа, проезда людей и провоза грузов на нашу территорию из стран постсоветской Средней Азии, именно Россия стала рассматриваться как основной мировой рынок сбыта для процветающих на афганском зелье наркокартелей. По словам Иванова, «негативное влияние на развитие наркоситуации в стране оказывает слабый контроль за миграционными процессами».

Глава ФСКН также отметил, что именно в среднеазиатских странах сложилась устойчивая система наркокартелей. В прошлом году российские спецслужбы задержали более 3 тысяч иностранных наркокурьеров пытавшихся провести товары и предметы со смертоносной начинкой из контрабандного гашиша из стран Центральной Азии. Или вот еще одна цифра — по информации ФСКН, в Афганистане накоплено около 15 тысяч тонн опиума. В связи с этим представители ОДКБ обратились в Совбез ООН с заявлением придать афганскому наркопроизводству статус угрозы миру и безопасности.

Основные тезисы, озвученные главой ФСКН на расширенной коллегии ведомства, комментирует заместитель председателя Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Серафим Мелентьев:

— Безусловно, для того, чтобы минимизировать наркотрафик из Средней Азии, необходимо провести инвентаризацию административно-правовых режимов границ со странами этого региона. В то же время делать это нужно с умом, чтобы сохранять свое присутствие на постсоветском пространстве, для чего сегодня существует безвизовый режим с республиками бывшего Союза. Среди основных стран-транзитеров можно выделить Таджикистан, Киргизию и Казахстан. С одной стороны, необходимо поддерживать необходимый уровень связей и торговых контактов с этими странами (откуда на наш рынок поступает также и продовольствие). С другой стороны, надо что-то делать с тем, что в под видом этой торговли оттуда к нам идет наркотрафик. Поэтому, повторюсь, необходима инвентаризация административно-правовых режимов.

При этом эффективным инструментом решения указанной задачи может быть введение виз, чтобы стимулировать политические элиты этих стран наводить порядок на своей территории. В то же время использовать этот инструмент следует взвешенно — Россия отнюдь не заинтересована в том, чтобы обрушить экономику этих государств. При этом нужно заниматься не только вещами, связанными с режимами границ, визами и так далее, но и предпринимать шаги в отношении среднеазаитских государств и Афганистана, чтобы устранить саму основу наркопроизводства и наркотрафика. То есть, попросту говоря, нужно разрабатывать и реализовывать проекты развития этих государств.

Не так давно в Москве был депутат Европарламента, который является автором новой стратегии по Афганистану. Сегодня речь идет уже о том, что Россия и ЕС объединили усилия, чтобы в ближайшие несколько лет создать условия для существенного снижения в Афганистане наркопроизводства. Конечно, не стоит забывать о доработке норм в части перевоза плодоовощной продукции, где у нас зачастую творится сплошной бардак, и вместо арбузов и дынь наши потребители получают наркотики.

Есть определенные нюансы и в связи с созданием Таможенного союза. С Казахстаном и Белоруссией он у нас уже существует, а Киргизия ходатайствует о том, чтобы в него вступить. Нужно всегда помнить о возможных негативных последствиях этого шага.

Есть и еще одна хорошо известная проблема. В соответствии с данными ООН, за 10 лет американского присутствия в Афганистане производство наркотиков здесь возросло в 40 раз. Конечно, наши власти регулярно ставят этот вопрос перед своими американскими коллегами. Я бы даже сказал, что в последнее время начался более активный диалог по этой проблеме. Другое дело, что он пока не приводит к ощутимым результатам. Позиция США ясна — они опасаются, что если всерьез заняться ликвидацией наркопроизводства в Афганистане, это приведет к увеличению их людских потерь в этой стране. При этом, если говорить в абсолютном виде, то получается не очень красивая картина. Получается, что Америка «экономит» жизни своих солдат за счет того, что наркопоток из Афганистана не только не снижается, но и продолжает расти. В результате гибнут люди как в самом Афганистане, так и по пути транзита и, естественно, в Российской Федерации.

В течение последних лет мы достаточно жестко ставим этот вопрос так, что Белому дому каждый раз становится все сложнее его игнорировать. В этом смысле достаточно странно, что в сообщениях СМИ по поводу визита вице-президента США Джозефа Байдена я не слышал, чтобы в официальной повестке затрагивалась эта тема. Тем не менее, ФСКН напрямую взаимодействует с управлением президента США по координации антинаркотической политики. Кстати говоря, совместная российско-американская операция (с участием правоохранительным органов Афганистана), которая была проведена осенью прошлого года, является важным, хотя и недостаточным прецедентом.

Возвращаясь к затронутой выше совместной стратегии РФ и ЕС по ликвидации наркопроизводства, следует обратить внимание на необходимость выработки универсальных международно-правовых механизмов. То есть, наркопроизводство не только необходимо квалифицировать как угрозу международному миру и безопасности, но и идти дальше — необходимо разрабатывать конкретные механизмы, которые помогут ликвидировать эту угрозу. Очевидно, что в данном случае речь не может идти о каком-то там дополнительном военном вмешательстве (потому что оно и так имеет место). Скорее, необходимо принимать меры социального и экономического характера. Если подобный пакет мер будет разработан и принят, то на уровне Совбеза ООН не будет препятствий к тому, чтобы объединить усилия всех заинтересованных сторон и начать решать эту застарелую и запущенную проблему.

Натовская кампания в Афганистане идет уже 10 лет, а ситуация с наркопроизводством становится все хуже и хуже. Причем, меры по противодействию этому злу должны предусматривать и финансовые затраты. Известно заявление спикера НАТО Аппатурая о том, что альянс не собирается предпринимать жесткие меры по сворачиванию наркопроизводства в Афганистане, поскольку в таком случае афганские крестьяне лишатся последнего источника дохода. Так что, видимо, придется предлагать последним какую то альтернативу. Причем, реалистичную — не надо говорить о том, что мы завезем сюда семена пшеницы и пусть они выращивают хлеб вместо мака. Но никто не понимает, что преступные транснациональные группировки уже создали целую индустрию и инфраструктуру по выращиванию наркотиков. Они кредитуют этот бизнес, завозят лучшие элитные семена мака (селекция которого происходит в самых высокотехнологичных западных лабораториях), а потом скупают урожай. Причем, сами афганские крестьяне получают жалкие крохи от этого транснационального бизнеса. Но вокруг них существует гигантская инфраструктура, которая фактически не оставляет других возможностей, кроме как выращивать опиумный мак и другие наркотические культуры.

Чтобы преодолеть эту ситуацию, нужно усилиями России, США, Евросоюза и других заинтересованных стран — потому что наркопроизводство постоянно провоцирует нестабильность как в Афганистане, так и во всем регионе — решать эту проблему. Для начала неплохо было бы разобраться с тем, как тратятся уже поступающие в Афганистан средства международных доноров. Потому что получается, что процентов 80 вообще не доходят до Афганистана. Эти деньги либо разворовываются «по пути», либо происходит обратный переток к представителям тех же самых стран, которые их выделяют. Не секрет, что сотрудникам западных спецмиссий выплачивается огромная зарплата (при сомнительной эффективности их присутствия). Для того, чтобы их охранять, оплачиваются те же самые иностранные охранники и частные военные компании, которые также осваивают большие суммы средств. Только за счет упорядочивания контроля над распределением поступающих в Афганистан средств можно достичь огромного прорыва. В эту страну и так выделяются круглые суммы — тем же самым Евросоюзом. Просто деньги надо направлять не на проедание, а на те проекты, которые будут реально способствовать снижению наркопроизводства в этой стране.