Facebook: пропагандист, агитатор и организатор в одном флаконе

Про «Фейсбук» всякое говорят. Якобы вовсе и не Цукерберг его создал, а американские спецслужбы, сочинившие, для прикрытия, легенду о гениальном студенте. И сделали сеть популярной, чтобы следить за всем миром.

Возможно, что это правда. Широко простирают спецслужбы руки свои в дела человеческие, и обоснованность подозрений велика есть. Но это не повод отказаться от «Фейсбука». Ведь и телефон тоже можно прослушивать; так что ж, теперь и не говорить вовсе?..

Для меня Интернет – одно из главных чудес света. Им активно пользуюсь более пятнадцати лет, но до сих пор восторгаюсь, как ребёнок.

«Фейсбук» – производное Интернета, более миллиарда пользователей, крупнейшая социальная сеть в мире. В России, правда, она ещё не шибко популярна – лишь восемь с половиной миллионов человек ею активно пользуются, намного меньше, чем «ВКонтакте» или «Одноклассниками».

Но знающие люди утверждают: народ в ФБ самый серьёзный. В других сетях больше молодёжи, а тут публика солидная. В «Фейсбук» идут многие известные люди – философы, писатели, учёные, экономисты, политологи, артисты, журналисты…

Пишут буквально обо всём. Каждый добавляет в ленту друзей по вкусу и настраивает её так, чтобы те, кто наиболее интересен, появлялись с новыми текстами чаще. У меня, болеющего общественно-политическими темами, больше всего пишущих именно об этом. И всегда поражаюсь разнообразию оценок одних и тех же событий, хотя нельзя сказать, что политологам недостаёт трибун для высказываний.

Нередко, правда, ФБ начинает напоминать советскую интеллигентскую кухню, на которой велись всякие смелые беседы «за политику». Да, интеллигентский трёп обо всём и ни о чём, но ведь хочет душа и таких разговоров…

Удивляюсь я тому, что статусные политики – редкие гости в ФБ, а если и заходят, то уж очень пассивны. «Фейсбук» в России слабо используется как политический инструмент. Почему бы не воспользоваться политизированной аудиторией? Боятся, наверно. Важная особенность ФБ – там на звания и регалии не смотрят. Все равны.

Но думаю, что Ленин нынче точно был бы активен в ФБ и написал бы, что сегодня именно «Фейсбук» – не только полезный пропагандист и агитатор, но и эффективный организатор. И строчил бы туда «апрельские тезисы» и «письма издалека».

Только в ФБ надо быть лаконичным. Длинные тексты идут плохо. Не как в Твиттере, где предел в 140 символов, но оптимально – не более тысячи печатных знаков. Хотя краткость всегда в подругах ходит…

Когда в Интернете льют водопады информации, чтобы прочли твой текст, надо и тему интересную выбрать, и начало такое, чтоб дочитали хотя бы до третьего предложения. Говорят, всё это много времени требует. Но это как писать. В ФБ многие строчат в жанре, называемом японцами «дзуйхицу» (в переводе – «вслед за кистью», т.е. вслед за клавиатурой компьютера). Пишешь всё, что придёт в голову, не беспокоясь, насколько это «литературно».

Зато искренне получается. А она, искренность нынче в большом дефиците. В СМИ люди часто фальшивят, да и редакторы не всё пропустят. А в «Фейсбуке» пиши, что хошь, Емеля – твоя неделя. Хотя и там есть цензура, осуществляемая командой «Фейсбука», но она вмешивается редко.

Один известный писатель как-то сказал мне, что не пишет в «Фейсбук», ибо ценную мысль тут же уведут. Да, есть такая опасность, но гораздо больше ценного сам оттуда выносишь.

Есть и опасность заболеть «фейсбукманией». Иногда думаешь: надо бы карантин устроить, но утром, проверив почту, тут идёшь туда же. Общаться.