Банкир не ответит за ущерб в 1,2 млрд рублей

Следственная часть ГУ МВД по ЦФО завершила основные следственные действия по делу в отношении бывшего председателя правления банка «Кредиттраст» Александра Тимофеева. Он обвиняется в преднамеренном банкротстве родного финансового учреждения и нанесении ущерба на 1,2 млрд рублей. Однако Тимофеев в колонии не окажется: летом 2014 года истекает срок давности привлечения его к уголовной ответственности.

Первый раз расследование по делу в отношении Александра Тимофеева Следственный департамент (СД) МВД РФ завершил еще в марте 2012 года. Тогда же банкир должен был начать знакомиться с материалами дела, после чего оно бы поступило в суд. Однако, как рассказал «Росбалту» источник в правоохранительных органах, неожиданно руководство СД РФ приняло решение возобновить следствие. «Хотя расследовать там уже были нечего», — отметил собеседник агентства. Вскоре в Следственный департамент пришли другие руководители, пока они входили в курс дела, им толком никто не занимался. В августе 2013 года материалы были направлены в Следственную часть ГУ МВД по ЦФО, сотрудники которой и завершили расследование по скандальному делу. «Никаких шансов на то, что Тимофеев получит срок — нет», — рассказал источник агентства в правоохранительных органах. По его словам, последний эпизод преступной деятельности, который инкриминируется Тимофееву, был совершен в июне 2004 года. Таким образом, через четыре месяца истечет 10-летний срок давности привлечения банкира к ответственности. «Даже если к этому времени материалы и успеют поступить в суд, служителям Фемиды ничего не останется, как прекратить уголовное преследование Тимофеева», — отметил собеседник «Росбалта».

О трудностях «Кредиттраста» стало известно в мае 2004 года, когда банк приостановил ряд клиентских платежей. Вкладчики в панике начали снимать деньги со счетов, а уже 3 июня руководство банка, прекратив все операции, объявило о самоликвидации «Кредиттраста».

ЦБ отозвал у банка лицензию и ввел туда временную администрацию. Она-то и пришла к выводу, что причиной неплатежеспособности банка стали сделки, осуществленные 1-3 июня 2004 года, как раз накануне отзыва лицензии. В этот период банк, как выяснилось, лишился большинства своих ликвидных векселей. Примерно тогда же лицензию отозвали и у «Содбизнесбанка», у которого с «Кредиттрастом» были общие акционеры. В правоохранительных органах говорили, что оба банка контролировал предприниматель Александр Слесарев. В октябре 2005 года он был убит: машину, в которой находились банкир, его жена и дочь, расстреляли из автоматов в Подмосковье. К тому времени оба «детища» Слесарева — банк «Кредиттраст» и «Содбизнесбанк» — уже были фигурантами уголовных дел.

В отношении председателя правления «Кредиттраста» Александра Тимофеева МВД РФ возбудило в 2004 году сразу два уголовных дел по статьям УК РФ 196 (преднамеренное банкротство) и 195 (неправомерные действия при банкротстве).

Первое касалось истории, произошедшей в июне 2004 года. По версии следствия, Тимофеев переуступил банкам-кредиторам право требования долгов с клиентов «Кредиттраста» на сумму свыше 1 млрд рублей. В МВД посчитали, что такие операции проводились в интересах отдельных кредиторов, но в ущерб другим держателям долговых обязательств и вкладчикам «Кредиттраста».

Во втором деле говорилось, что «в июне 2004 года Александр Тимофеев, его заместитель Владислав Нечаев (умер от сердечного приступа в 2005 году), главный бухгалтер Татьяна Демяшова и теневой владелец «Кредиттраста» Александр Слесарев, осуществили ряд заведомо невыгодных операций с вексельным и кредитным портфелями банка, в результате которых произошло отчуждение высоколиквидных векселей, находившихся на учете в «Кредиттрасте», на сумму 3 млрд рублей и $2 млн 492 тыс».

По данным МВД РФ, до этого момента в кредитном портфеле «Кредиттраста» были высоколиквидные векселя, в том числе Сбербанка и Газпромбанка, которые в течение трех дней были заменены на векселя эмитентов с неизвестной платежеспособностью. К 15 июня кредиторская задолженность банка равнялась 4,6 млрд рублей, а сумма активов превышала 6,5 млрд рублей. Но расплатиться по долгам «Кредиттраст» не мог, поскольку значительную часть активов — 5,6 млрд рублей — составляли сомнительные векселя.

В мае 2006 года дело, возбужденное по статье 195 УК РФ, передали на рассмотрение в Замоскворецкий суд Москвы, который прекратил его из-за истечения срока давности. Примечательно, что сам Тимофеев долго не являлся на слушания, а его адвокаты предоставляли справки о нахождении своего клиента в больнице.

В 2007 году Тимофеева вызвали на очередной допрос, во время которого ему планировали предъявить обвинения по статье 196 УК РФ, однако он вновь оказался в медицинском стационаре.

В результате обвинения пришлось предъявлять прямо в палате, где в тот момент находился бывший председатель правления «Кредиттраста». Тогда Тимофееву избрали меру пресечения в виде подписки о невыезде.

25 ноября 2008 года сотрудники МВД РФ нагрянули с обысками в офисы возглавляемой Александром Тимофеевым фирмы «Интеркоммерц» и одноименного банка, а также в загородный дом финансиста. Самого банкира задержали, а Тверской районный суд арестовал Тимофеева. Ему были предъявлены два новых обвинения – по ст. 172 (незаконная банковская деятельность) и по ст. 160 УК РФ (растрата). Одновременно суд принял решение об аресте имущества и недвижимости финансиста. В 2009 году Тимофееву изменили меру пресечения на залог в 10 млн рублей, а еще через год его уголовное преследование по статьям УК РФ 172 и 160 было прекращено за истечением срока давности.

Таким образом, на данный момент банкиру инкриминируется только статья 196 УК РФ, которая тоже вскоре подпадет под давность.