Не вполне позор России: про Олимпиаду

Вы уже перепостили вот этот текст с сайта The Washington Post — сборничек бытовых жалоб журналистов, приехавших в олимпийский Сочи? Ну, там, то в кране нет воды, то течет желтая, как моча, в номера заходят бродячие собаки, а на ресепшн нет пола, зато есть портрет Путина?

Возможно, вы видели в ленте удивительные образчики англоязычной продукции из Сочи: cakes in ass, language in the test, a gun in the tank? Хватались за голову: что же, целый город перестроить замахнулись, а на перевод денег не хватило, и теперь в заднице пироги, в танке пистолет, а в контрольной — язык?

Или, возможно, вы с замиранием сердца следили (я следил) за эпопеей с парными туалетами, про которые организаторы начали рефлекторно врать, отчего тема попала в ту же The Washington Post, The New York Times, The Guardian и разные другие важные СМИ?

У вас постоянно открыта на экране выдача по хэштегу #SochiProblems?

Тогда вам, наверное, кажется, что Россия опозорена еще до начала Олимпиады, а весь мир только и говорит о том, как в Сочи все погано, $50 млрд разграблены, а у русских самые кривые на свете руки.

Как ни странно, нет.

Вот самые «трендовые» ссылки в Твиттере. На момент написания этого текста три из них — про Сочи. Самая популярная — на весьма позитивный текст с сайта The Verge про то, как субтропический Сочи превратили в зимнюю страну чудес. Вторая — про удивительные машины Volkswagen, с очень большими колесами, сделанные специально к Олимпиаде. И только третья — сотая в общем списке — про недостроенные гостиницы, да и та не с washingtonpost.com.

В топ-100 ссылок на Фейсбуке (глобальном, не российском) есть первые два линка и нет третьего.

Единственный «трендовый» сочинский хэштэг в Твиттере — самый безобидный, #Sochi2014, хотя и по нему, конечно, имеются рассказы о страшных гостиницах и фотки сортиров.

Скоро начнутся соревнования, и журналисты займутся их освещением: про гостиницы больше ничего писать уже нельзя, будет выглядеть нытьем. А спортсмены — народ бодрый и оптимистичный до первого поражения — уже и сейчас склонны скорее восхищаться красотой увиденного, чем жаловаться на неудобства вроде слишком узких кроватей.

Во время больших спортивных соревнований стране не так-то просто опозориться на весь мир. Помню, как украинцы перед чемпионатом Европы по футболу 2012 года тоже опасались позора, массово репостили жалобы каких-то немецких журналистов на грубость таможенников и плохие дороги, плевались по поводу распила и недостроя (в Киеве некоторые гостиницы, затеянные к чемпионату, открыли через много месяцев после него). Гости, однако, были рады дешевому пиву и красивым женщинам. Шведские болельщики, отправленные, по сути, на пустырь посреди Труханова острова в Киеве, сами взялись за молотки и пилы, обустроились — и пировали, как умеют только викинги.

Путешественники, гости, туристы вообще многое прощают странам, в которые приезжают ненадолго. Экскурсия — это вам не эмиграция.

Вопреки расхожему представлению, бренд «Россия» и без всякой Олимпиады не так уж низко котируется. Компания Bloom Consulting, рейтингуя страновые бренды, учитывает показатели туристической экономики, то, насколько часто в интернете ищут достопримечательности и прочие сильные стороны страны, активность государства в привлечении туристов и имидж в соцсетях. В ее рэнкинге Россия — 30-я в мире и 13-я в Европе, впереди, к примеру, Чехии, Ирландии, Финляндии, Дании, Мальты.

А в рэнкинге национальных брендов Anholt-GfK, который учитывает привлекательность страны для иммигрантов и инвесторов, а также уровень образования, медицины, экономического развития, — Россия на 22 месте из 50 крупных стран, впереди большинства развивающихся, в том числе Китая и Индии.

Иными словами, Россия в восприятии иностранцев — крепкий середняк. Не помойка, но и не сияющий пример «как надо». Олимпиаду, когда она закончится, будут оценивать с поправкой на этот статус. Построили русские с нуля целый город в субтропиках — ну, понятно, что деньги украли, а кое-что сразу сломалось, так это ж и не Америка, а Россия. «Пирожные в заднице»? Ну так чего вы хотели от русских, они народ диковатый, но в целом приветливый. Культ Путина? Ну, бывали мы в Таиланде, там культ короля. Бывает в развивающихся странах. Гомофобия? Арабы вон женщин в черную занавеску заворачивают с ног до головы, но мы и там бывали, небоскребы их видали да искусственные острова. Нефтяные страны, что с них взять.

Восприятие страны — штука неэластичная. Какие бы надежды ни возлагали в Кремле на госпропаганду, вряд ли она приносит ощутимый эффект. Канал Russia Today в Британии, к примеру, — 182-й по охвату аудитории среди 254 каналов, имеющих хоть какой-то охват, а в интернете, где у RT с виду отлично идут дела, публика смотрит не столько пропаганду, сколько смешные ролики про челябинский метеорит и журналиста-гея, который неожиданно отругал в эфире Путина и Госдуму. Едва ли миллиард просмотров на Ютьюбе, которым хвастается канал, хоть что-то изменил для бренда «Россия» — по крайней мере, в упомянутых рэнкингах никакого такого движения с момента его открытия не отмечено.

С вложениями в Олимпиаду — то же самое, что с тратами на Russia Today. Масштаб расходов тут не слишком важен. Если кто-то надеялся, что за $50 млрд можно купить иное восприятие России, — это была иллюзия. Наша страна и с деньгами покажет себя миру такой, какая она есть: увидят, как масштабно мы умеем мыслить и как вечно проигрываем в исполнении; увидят и воров, и хамье, и добрейших волонтеров, и блестящих спортсменов. Сколько ни уничтожай в Сочи дворняжек, все равно сбегутся они в новые гостиницы выпрашивать колбаску — и получат ее от сердобольных тетушек с ресепшн. Сколько ни депортируй таджиков, а они останутся до последнего момента, потому что кто же будет унитазы-то устанавливать?

Не купишь ни за какие деньги такой морок, чтобы гостям почудилась другая страна.

Чтобы изменилось восприятие, России нужно и самой меняться. А она этого ох как не любит. Делает это, прямо скажем, крайне неохотно, когда меняться приходится быстро. И очень уж неторопливо, когда никто особенно не заставляет.

Власть-то изменится еще на нашем веку. А страна — она еще долго будет, как этот Сочи. Может, и не застанем никакую другую.