О патриотизме и антисоветизме

У Сергея Буркатовского вышла неплохая заметка на тему патриотизма через призму банальной экономики.

О невидимой руке рынка

Так случилось, что крайние 4 года мне довелось работать с действительно массовой российской (и около, но сейчас речь именно о российской) аудиторией.

Ну, все, кто меня читают, в курсе, где именно.

Так вот. Граждане, стремящиеся заработать денехх на российском пространстве, помните одну важную вещь:

Российская массовая аудитория (ремарка: в прямом смысле массовая, то есть ее реально много и главное — она обеспечивает основной поток денег) глубоко патриотична.

Антипатриотичные группы (в нашем случае — например, немцефилы(тм)) достаточно плотно оформлены и весьма крикливы, так что у стороннего наблюдателя может создаться несколько превратное впечатление об оных групп значимости как в количественном, так и в финансовом отношении

Основная группа, обеспечивающая большую часть финансового потока, патриотична в следующем смысле:

1. Массовая аудитория не стесняется и не хочет стесняться ни российского прошлого, ни российского настоящего. При этом бОльшая часть этой аудитории совершенно философски относится к неудачам и темным страницам истории «Получили по зубам в 41-м — ну, бывает. Утерлись и дошли до Берлина», а меньшая яростно оправдывает и откровенные неудачи («американцы не были на Луне»)
1а. В массовом сознании русских СССР — это Россия. как бы кому не хотелось обратного. UPD Подсказали — выйдут кораблики — проверим нашу гипотезу о равном статусе СССР и Российской Империи как части истории. Пока данных по Российской Империи нет.
1б. И да, массовое сознание белорусов, украинцев, казахов, прибалтов и прочая и прочая воспринимает СССР как часть своей истории. Несмотря на информационный фон. Проверено экономикой, хоть и виртуальной.

2. Массовая аудитория патриотична в потребительском смысле. То есть если есть отечественный товар, сопоставимый с имопртным — выбран будет «свой» товар. Это, к слову, про автоВАЗ — если начать выпускать машины хотя бы сопоставимые с иномарками — рынок их. Да, я знаю, что «место проклятое», но вдруг всерьез попытаются.
2а. Без сопоставимого качества ловить нечего — патриотизм идиотизму не тождественен
2б. Кстати, в США, Китае и Германии заметны ровно такие же настроения в отношении «своих», пусть даже и виртуальных, товаров.

3. Массовая аудитория очень ревнива к принципиальной позиции компании, в том числе и на других рынках. Это связано с резко повысившейся благодаря электронной коммуникации связности общества. Попытка политики «и нашим, и вашим» (если речь о российском рынке — антипатриотизм или антисоветизм даже на казалось бы изолированных рынках) неизбено приводит к финансовым потерям. Поэтому если есть желание заработать на массовой российской аудитории — люби Россию/СССР или поищи себе другой рынок.

Соответственно, граждане, пытающиеся в медапространстве рабоать на «общечеловеческом», антироссийском и/или антисоветском (см п.1а) поле обречены на нишевость, граничащую с маргинальностью. Вследствие чего они полностью зависят от внерыночных ресурсов и при их потере нежизнеспособны.
Сорри, цифр и развернутых описаний кейсов не будет — не уполномочен

PS. На мой взгляд ситуация описана весьма близка к реальности и с выводами Сергея вполне можно согласиться, тем более что они у него связаны с практической работой с многомилионной аудиторией.

В свое время я уже писал, что несмотря на то, что World of Tanks была и остается прежде всего игрой, она затронула важную нишу правильного отношения к отечественной истории, когда бодрые танковые покатушки превратились для многих людей в увлечение собственной военно-политической и технической историей, выполняя тем самым не только развлекательную, но и общеобразовательную функцию. Именно поэтому в этом аспекте игра оказалась больше чем развлечение, породив подлинную волну интереса к истории отечественной и зарубежной бронетехники (не только в России), а следом и того исторического периода, когда эта техника применялась. Тут даже могу сказать за себя, до игры в WoT я больше увлекался военно-морской тематикой, но после выхода игры, на волне интереса прочел немало сугубо профильной и специальной отечественной и переводной технической литературы о танках, их производстве и их применении, значительно расширив свои познания в этом вопросе.

Разработчики этот момент всегда понимали и в целом нельзя сказать, что они как-то паразитируют на этой теме, скорее наоборот — у ядра проекта стояли увлеченные люди, для которых эта тема была не пустым звуком и которые сделали ее значимой для большого количества людей, что в итоге было немаловажным подспорьем, дабы сугубо нишевый проект превратился в одну из главных игр последнего десятилетия.

Ну а жизненная позиция Сергея Буркатовского мне всегда была в целом симпатична, как человек он классический self made man c трезвым взглядом на жизнь.