«В России больше нет общественного мнения»

Это случилось уже давно, но до конца оформилось только сейчас. Опросы общественного мнения можно больше не читать.

Не потому, что ФОМ и ВЦИОМ так умеют модельки строить, что из наших анкет получаются их цифры. С этим ясно и не интересно.

Любые опросы в России можно не читать, потому что в России больше нельзя провести опрос общественного мнения. Как линейкой нельзя измерять температуру воздуха, так анкеты нельзя прикладывать к мнениям в России. В России больше нет такого феномена, как общественное мнение.

Общественное мнение бывает, если люди живут в маленькой деревне — все друг с другом через одного знакомы, и за месяц все новости все успели обсудить в общих понятиях. Или если все это обсуждается в СМИ, тоже с общим новостным контекстом, общими понятиями и общим пониманием вопросов, которые обсуждаются.

Возвращаемся в Россию. Задаешь в анкете вопрос: с какими социальными проблемами сталкиваются люди в вашем городе?

«Социальные проблемы» в России — это вообще что? В Англии есть понятный набор, который тебе назовет каждый человек, и отклонений от списка будет минимум. Потому что все сто раз обсудили в прессе. В России само словосочетание каждый человек понимает по-разному, никакой общей повестки дня в голове давно нет, и отвечать тебе будет каждый в силу того, как он этот вопрос понял. Бессмысленное мероприятие — задавать вопрос, который все понимают по-разному.

Даже вопрос про пол уже не могут в России все одинаково понять. Если ты мужчину спросишь на улице — «укажите ваш пол» — он тебе может ответить — «я что по твоему трансвестит? или я не гей?» — и будет прав, что так понял. Или не прав.

Не то, чтобы с закрытием Дождя — с приостановкой его вещания изменения окончательно завершились. Это финальная точка на пути к тому, что общественного мнения теперь нет. И не потому, что его нельзя измерить из-за несовершенства опросных компаний или их инструментов.

Общественное мнение может быть только там, где есть общественная дискуссия в СМИ, где зрители могут выстроить свою позицию относительного того, что они видят по телевизору. И сказать — фу, Дождь — мерзкие либералы. А другие зрители — еее! Дождь офигительные либералы. Тогда можно задать вопрос — а вы либерал? Тогда понятно, о чем ты вообще спрашиваешь.

А сейчас что расстраиваться, например, о том, что почти 40 процентов россиян недовольны, что ПуссиРайот отпустили — не стоит. У нас нет мнения как у общества ни по поводу чего. Потому что нет у нас больше средств массовой информации.

Пока-пока.