Еврокомиссия: взятки становятся общеевропейской проблемой

Европейская комиссия в понедельник обнародовала первый в своей истории доклад о борьбе с коррупцией. Приводимые в нем данные тревожны: коррупция обходится странам Евросоюза в сумму, сопоставимую с годовым бюджетом ЕС.

С обнародованием антикоррупционного доклада совпала публикация Евробарометром данных социологического опроса на ту же тему. Согласно его результатам, 76% жителей Евросоюза полагают, что коррупция в их обществе широко распространена, а 56% согласны с утверждением, что в стране, где они живут, уровень коррупции за последние три года вырос. В то же время личный опыт соприкосновения с этим общественным злом у граждан ЕС невелик: лишь 8% заявили, что в течение последнего года наблюдали или были участниками каких-либо коррупционных инцидентов.

Разница между отдельными европейскими странами в том, что касается уровня и распространения коррупции, весьма значительна. По данным международной организации Transparency International, к наиболее «чистым» в Европе традиционно относятся скандинавские страны – Дания, Финляндия, Швеция. Именно они составили в прошлом году первую тройку в Индексе восприятия коррупции, публикуемом этой организацией ежегодно. На противоположном полюсе – Румыния, Болгария и Греция. Эксперты Transparency International, однако, отмечают, что у четверти стран ЕС индекс восприятия коррупции оказался ниже 50 баллов – это считается «уровнем тревоги» и примерно вдвое уступает показателям скандинавских стран.

Столь же тревожный тон избрала и член Европейской комиссии Сесилия Мальмстрём, представлявшая нынешний доклад о борьбе с коррупцией:
— По имеющимся оценкам, коррупция обходится Европейскому союзу в 120 миллиардов евро ежегодно. Это сумма, сопоставимая с годовым бюджетом ЕС. Наш доклад показывает, что уровень коррупции в разных странах ЕС неодинаков. Но он также демонстрирует, что она затронула весь Евросоюз. Зон, полностью свободных от коррупции, в Европе нет. В ряде стран ЕС главной проблемой является коррупция в сфере государственных заказов. В других проблемы связаны прежде всего с финансированием политических партий – оно недостаточно прозрачно. Другой вариант – коррумпированность властей прежде всего на местном уровне. В докладе также отмечаются факты, когда пациентам приходится давать взятки, чтобы получить адекватное медицинское обслуживание – сказала Сесилия Мальмстрём, член Еврокомиссии, курирующий внутреннюю политику Союза.

Сама Мальмстрём родом из Швеции и не склонна переоценивать успехи своих соотечественников и их ближайших соседей в борьбе с коррупцией. Она привела такие данные: 18% шведов в ходе одного из опросов заявили, что знают по меньшей мере одного человека, получавшего взятки – это выше среднеевропейского уровня в 12%. Что же касается стран наименее благополучных, вроде Румынии и Болгарии, то неэффективность борьбы с коррупцией и правовых реформ не раз становилась причиной ограничения брюссельских дотаций этим странам и до сих пор является препятствием на их пути в Шенгенскую зону.

Доклад Еврокомиссии, помимо мрачноватой статистики, содержит и примеры эффективной борьбы с коррупцией. Так, в странах Северной Европы, Нидерландах, Германии деятельность большинства местных администраций давно стала «прозрачной» – на сайтах муниципалитетов граждане могут легко отслеживать заключение контрактов на те или иные услуги. Значительные успехи в борьбе со взяточничеством Еврокомиссия обнаружила в Испании, Словении, Латвии и Хорватии – последняя, напомним, лишь летом минувшего года вступила в ЕС.

Европейская комиссия планирует регулярно публиковать отчеты о состоянии дел с коррупцией и рекомендации по борьбе с этим явлением, которое, как отмечается в нынешнем докладе, «подрывает доверие граждан к демократическим институтам и правовому порядку, угрожает европейской экономике и лишает государства значительной части бюджетных поступлений». Впрочем, по мнению экспертов, успехи в борьбе с коррупцией зависят прежде всего не от драконовского законодательства и усилий полиции, а от правового сознания большинства граждан – а оно во многих случаях меняется очень небыстро.