Земельные махинации на Ставрополье становятся все циничнее

«Народный фронт», ведомый депутатом от Ставрополья Ольгой Тимофеевой, объявил крестовый поход против коррупции в строительной сфере. Депутаты готовят поправки в Градостроительный кодекс, чтобы дать гражданам больше прав влиять на принятие чиновных решений. Например, при проведении публичных слушаний участие чиновников (а особенно проживающих за пределами района застройки) сведут к минимуму. Законопроект обещают внести в Госдуму уже до конца весеннее сессии.

Принять его как можно скорее потребовал даже президент. Путин понимает, что сегодня строительная сфера – это главный «раздражитель» для общества. Вырубка лесов, рейдерские захваты земли, точечная уплотнительная застройка всё чаще в регионах оборачиваются майданами, протестами, митингами. Вот и нужно населению дать хотя бы видимость того, что они могут «выпустить пар».

Правда, как показывает практика, самые возмутительные и наглые решения чиновники принимают в тиши кабинетов, безо всяких слушаний и обсуждений. И никакие законы об «общественном контроле» им не указ. Живой пример, который на днях буквально взорвал блогосферу, – это история с продажей за бесценок земель Ставропольской селекционно-опытной станции.

«Мы имеем дело со швондерами…»

В минувшую среду, 29 января, Москве прошел круглый стол на тему «Публичные слушания – инструмент проектирования комфортной среды жизни». Организовал его «Общероссийский народный фронт», который последнее время заметно озаботился развитием гражданских институтов в стране. Публичные слушания – один из таких институтов, который позволяет привлечь население к решению реальных проблем, в том числе в землеустроении и градостроительстве.

И не только «Народный фронт», кстати, озаботился. Так, две недели назад группа депутатов от ЛДПР внесла на рассмотрение Госдумы проект поправок к 131-му закону «О местном самоуправлении»: чтобы местные власти были обязаны проводить публичные слушания по установлению и повышению коммунальных тарифов. Сейчас такая обязанность лежит на местных властях, если принимается 1) проект бюджет или проект закона об его исполнении, 2) генплан поселения или «Правила землепользования и застройки», 3) решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка, 4) изменение предельных параметров участка либо разрешенного строительства.

Проект закона, правда, парламент отклонил, сославшись на то, что население неизменно будет голосовать «против» любого повышения тарифов – а это в конечном итоге парализует приход инвесторов в отрасль. За счет чего они будут вводить инвестиционную надбавку, если население постоянно «против»?!

Между тем, представлявший законопроект депутат от ЛДПР Михаил Катасонов говорил ровно об обратном: если все тарифы будут проходить через публичные слушания, это как раз и позволит избежать шантажа со стороны жильцов. «Имеем дело с теми швондерами, которые будут приходить в управляющие компании, в другие организации и стучать по столу и требовать, например, установки себе антенн, ещё каких-то преференций в обмен на то, что они больше не будут приходить и кричать, скандалить», – говорит Михаил Катасонов.

Закон крикливого

Даже существующая практика проведения публичных слушаний по застройке говорит: часто правым оказывается самый крикливый, а не самый умный. Например, когда застройщик приводит на слушания клику своих сторонников, которые пытаются перекричать критиков: с лозунгами ведь трудно спорить.

Именно так получилось на слушаниях по застройке площади цветомузыкального фонтана на Курортном бульваре в Кисловодске: «Кавказская политика» в статье «Это антигосударственный акт!» рассказывала, что группа бизнесменов хочет построить здесь комплекс высотных гостиниц и магазинов. Приведенные застройщиком Геннадием Измайловым «клакеры» вопили лозунги поддержки, заглушая разумные голоса экологов, убеждавших, что строительство – смерть курорта. Кстати, сейчас краевой природоохранный прокурор Сергей Белёвцев через суд оспаривает продажу этой площади в частные руки.

В то же время есть и более редкие примеры, когда общественности всё же удавалось добиваться своего на публичных слушаниях. Так вышло с попыткой администрации Ставрополя изменить «Правила землепользования и застройки» (чтобы в историческом центре города можно было строить здания выше девяти этажей). В статье «Бешеное» общество» мы рассказали, как администрация, испугавшись внимания блогосферы к этим слушаниям, спешно отказалась от своих предложений: якобы в объявление вкралась «техническая ошибка».

Есть и такие примеры. В Пятигорске, на юго-западном склоне заповедной горы Машук, сейчас строится частная питьевая галерея – хотя жители города на общественных слушаниях категорично выступили «против» такого строительства.

В ходе проверки по этому факту прокуратура города установила, что сам порядок проведения публичных слушаний в Пятигорске (принятый еще в 2005 году) нарушает Конституцию РФ. Тема грядущего обсуждения должна была публиковаться в местной прессе не позднее чем за три дня до проведения слушаний. Хотя кто успеет за три дня подготовиться?! Прокурор Юрий Кардашин направил представление на имя спикера гордумы, и правила проведения слушаний в Пятигорске изменили. Теперь объявление публикуется не за три, а за семь дней…

Пожинатели бури

Модераторами круглого стола были члены центрального штаба «Народного фронта» – депутаты от Ставрополья Ольга Тимофеева и от Карачаево-Черкесии Михаил Старшинов. Пригласили на совещание общественных активистов из разных городов страны (в том числе и из Ставрополя – лидеров общественной организации «Протестный комитет»), а также чиновников Минэкономики и Минрегиона.

Приехали на круглый стол градозащитники из московского округа Новокосино, которые уже два года ведут борьбу против строительства гостиницы около станции метро на улице Новокосинской. В районе укоренились слухи, что это будет не простой отель, а расселять здесь намерены гастарбайтеров и дальнобойщиков.

Были и одиночные пикеты жителей, и сборы подписей, а в начале нынешнего года дошло до столкновений с полицией. По этому поводу заммэра Москвы Марат Хуслуллин заявил на пресс-конференции: «Предусмотренный законодательством институт публичных слушаний становится средством манипуляции общественным сознанием со стороны недобросовестных граждан, которые пытаются на этом зарабатывать политические очки в ущерб развитию города, его транспортной инфраструктуры».

Какие силы заммэра имеет в виду, понятно: от Новокосино в Мосгордуму избирается член политсовета партии «Народный альянс» Николай Ляскин (а возглавляет партию, напомним, Алексей Навальный, активно культивирующий в столице мигрантофобию).

Еще один пример, о котором вспомнили на круглом столе, – это протесты против строительства «Центра кондиционирования и долговременного хранения радиоактивных отходов» в бухте Сысоева (близ ЗАТО Фокино) в Приморском крае. Экологи возмутились: мол, в Приморье строят очередной ядерный «могильник». На самом деле, это высокотехнологичная фабрика по переработке двигателей атомных подводных лодок Тихоокеанского флота. Причина же протестов – в том, что заказчик проекта, госкорпорация «Росатом», поначалу не сочла важным общаться с населением и проводить полноценные публичные слушания. И в итоге пожала бурю.

Чиновникам настучать по рукам

Подобных примеров можно отыскать на просторах России тысячи: местные чиновники и население словно по разные стороны баррикады стоят. Вот «Народный фронт» и хочет в этой ситуации выступить этаким третейским судьей.

На декабрьском форуме «Народного фронта» Владимир Путин дал поручение своим соратникам разработать проект поправок к Градостроительному кодексу, чтобы расширить участие граждан в принятии планировочных решений. «Без участия граждан невозможно решать некоторые проблемы и задачи… Надо быть с людьми, жить их интересами – и, безусловно, через инструменты народного фронта это можно сделать», – заявил Путин.

Кроме того, по итогам форума президент аналогичную задачу поставил и перед правительством: «Представить предложения по совершенствованию законодательства РФ в части, касающейся благоустройства территорий поселений, улучшения качества городской среды, развития территорий». Список должен появиться до 15 июля.

Так что проведенный «Народным фронтом» круглый стол – это тоже во исполнение поручения президента. Ольга Тимофеева, выслушав участников дискуссии, подытожила: уже до конца весенней сессии Госдумы депутаты от «Народного фронта» внесут законопроект о проведении публичных слушаний. Вероятнее всего, это будет пакет поправок к Градостроительному кодексу (а именно к четырем статьям кодекса №28, 31, 39 и 40, регламентирующим проведение слушаний при принятии различных документов). Правда, по словам Тимофеевой, «пока нельзя утверждать голословно, какие именно нормы будут введены». Но об отдельных инициативах все же рассказала.

Во-первых, будет введен запрет на участие в общественном обсуждении и голосовании для чиновников, не проживающих на территории застройки.

Во-вторых, для должностных лиц введут административную ответственность за нарушения процедуры проведения слушаний.

В-третьих, будет ограничена возможность проведения заочных слушаний, а также и численность чиновников в комиссиях по их проведению.

В-четвертых, будет разработан механизм для «формализации» решения публичных слушаний – либо «за», либо «против» (по количеству поданных мнений).

При этом, по словам Ольги Тимофеевой, в ближайшие два месяца поправки в Градостроительный кодекс обсудят в региональных штабах, а также в экспертном совете (оказывается, есть и такой) «Народного фронта».

Рвать, тащить и пилить. Это мы умеем!

Похвально, конечно, что «Народный фронт» в единодушном порыве озаботился проблемами градостроительства, которые сегодня, по всем соцопросам, являются самыми горячими для россиян. На сайте фонда говорится, что его функционеры принимали деятельное участие в разрешении конфликтов вокруг уже упомянутого строительства гостиницы в Новокосино и центра хранения радиоактивных отходов в Приморье, а также горнолыжной трассы в городском парке «Дружба народов» Ульяновска.

Что же, «Кавказская политика» предлагает взять под контроль и вмешаться в еще одну ситуацию, которая последние недели «колышет» блогосферу уже на Ставрополье. Речь о приватизации земель бывшей Ставропольской опытно-селекционной станции Россельхозакадемии (НПО «Кукуруза»). В советские годы это была одна из крупнейших станций на юге России, где проводились сортоиспытания различных культур – пшеницы, сои, кукурузы, картофеля. Возглавлял станцию известный ученый Николай Несенов, кавалер Ордена Трудового Красного Знамени.

Селекционная станция была одним из флагманов сельскохозяйственного производства Ставрополья, исправно пополняла продовольственный фонд региона. Скажем, в 1995 году постановлением тогдашнего губернатора Петра Марченко была принята программа развития станции: из краевого бюджета было выделено 17 млрд рублей (неденоминированных) на строительство сушек, складов-ангаров, биохимлаборатории и мини-завода.

А сейчас это всё разрушено.

Вот что пишет краевое управление Росфиннадзора по итогам проверки, проведенной в 2005 году: «Не выполнялись задачи деятельности, как научного учреждения – отсутствовали должности научных сотрудников, не проводились научные исследования, отсутствовала необходимая техника, не использовались земли. Деятельность станции заключалась в том, что сотрудники (директор, бухгалтер, юрист, сторожа, водитель) получали заработную плату, перечисляли налоги и производили оплату услуг связи и коммунальных услуг».

Собственно, похожая ситуация сложилась и во многих других научных учреждениях Ставрополья, о чем «Кавказская политика» уже подробно рассказывала в статье «Кандидаты рейдерских наук». Поражает та безоглядная наглость, с которой ставропольские чиновники распродавали земли разоренной станции. В 2005 году у предприятия накопились огромные долги по налогам перед Октябрьской ИФНС, за которые было продана часть строений. А спустя пять лет фирма «Став-стар», купившая обветшалые здания, купила и весь земельный участок площадью 21 гектар. Причем Росимущество края продало землю по 8 тысяч рублей за гектар!

Об той ситуации общественность узнала случайно. Вместе с землями опытной станции «Став-стар» купил и дорогу общего пользования, которая ведет к дачному товариществу «Селекционер», двум предприятиям (строительной фирме «Энергостройуниверсал» и мукомольному комбинату «Ставрополье») и частному дому семьи Черновых. Год назад новоявленный владелец участка пригнал строительную технику и перегородил дорогу несколькими бетонными блоками. Жители вызвали наряд полиции, преграду убрали. Но на днях она появилась вновь.

Чем не повод для «Народного фронта» во главе с Ольгой Тимофеевой (ставропольчанка все ж-таки) взять эту ситуацию под личный контроль? Они ведь по телевизору так красиво рассказывают о непримиримой борьбе с коррупцией.