Фигурист на глиняных ногах

После присуждения России права организовывать зимние олимпийские игры 2014 года Путин заявил, что Россия «наконец вернулась на мировую арену как сильное государство — государство, с которым считаются и которое может постоять за себя». На следующей неделе состоится открытие олимпиады в Сочи, неподходящем для этого субтропическом курортном городе, на которую было израсходовано $50 млрд — в 4 раза больше, чем на олимпиаду 2012 г. в Лондоне, пишет The Economist.

Дипломатические успехи Путина на мировой политической арене за прошедший год кого-то могут и впечатлять. Однако дело не в том, что российская политическая модель мало для кого привлекательна. Все ее успехи неизбежно ограничены коррумпированной централизованной экономикой, которая обречена на стагнацию.

В начале первого президентского срока Путина рост экономики позволил причислить Россию к новой группе быстро развивающихся стран в мировой экономике — БРИК. Популярность Путина среди населения тогда основывалась на том, что зарплаты и пенсии не только росли, но и выплачивались вовремя. Это выгодно отличалось от разрухи 1990-х.

Однако эти достижения стали возможны в основном благодаря высоким ценам на энергоресурсы. С 1999 года они постоянно росли, и это совсем не послужило на пользу экономике России. Десять лет назад российский бюджет был сбалансирован при уровне цен в 20 долларов за баррель — сегодня это происходит, только если баррель стоит примерно 103 доллара. При этом Путин неустанно критикует добычу сланцевого газа, который составляет реальную конкуренцию традиционным нефтегазовым ресурсам, а также наглядно демонстрирует превосходство американского духа предпринимательства, который невозможен в путинской клептократии.

Подавляющая часть ВВП России производится на энергоносителях, а другие сферы — в том числе торговый обмен с главными мировыми экономиками, вроде США и Китая — сильно теряют. Российско-китайская торговля в 2012 году составила 87 миллиардов, тогда как американско-китайская — 555 миллиардов. По приросту экономики Россия сейчас более походит не на активно растущие страны группы БРИК, а на теряющие обороты экономики Еврозоны, на которую Путин изливает свое презрение.

Собственно российская продукция совершенно неконкурентна, большая часть товаров в российских магазинах — это импорт. Инвестиции недостаточны, а капитал продолжает покидать страну, как и таланливые молодые россияне. И, как показывают расходы на олимпиаду, все пронизывает коррупция. По данным американского аналитического центра Института мировой экономики Петерсона, в 2011 году «Газпром» потерял 40 миллиардов из-за коррупции и нерационального использования ресурсов. Еще большую сумму перекачали в свои карманы олигархи с хорошими связями и спрятали в таких странах, как Швейцария и Великобритания, которые готовы терпеть мошенников.

Государство, как и бизнес, неэффективно, и проблема, как всегда, в организации управления.

Список необходимых реформ давно известен: больше конкуренции, приватизация, защита инвесторов, более надежная и прозрачная законодательная система. Однако режим не может проводить реформы, т.к. его политическая власть основывается на контроле над экономикой. Статус-кво в России поддерживается посредством монопольных рент, госкомпаний, управляемых судов, непрозрачной системы регулирования и фирм, которые зависят от благоволения Путина. Пока господствует текущая политическая система, Россия будет лишена экономической силы.

С этой точки зрения, последние события на Украине — проявление слабости России, а вовсе не силы. Украинцы активно выступают против дрейфа украинской системы в сторону российской. Это одна из причин, почему Украина так много значит для Путина. Если украинцам удастся отбросить модель Путина-Януковича, то это может вдохновить на подобное и россиян.

Международные спортивные пирушки и обхитрить американского президента — это, конечно, весело и укрепляет боевой дух, но в конечном счете судьбу страны определяет ее экономика. Советский Союз потерпел поражение не только потому, что народ отверг его идеологию, но и из-за краха экономики. Если российская экономика не заработает, то путинский режим развалится.