Эксперты: в Москве сработал кондопожский сценарий

Беспорядки на Манежной площади в Москве 11 декабря 2010 года резко повысили значимость проблем национализма и расизма. Такой вывод делают эксперты информационно-аналитического центра «Сова», которые подготовили доклад на соответствующую тему.

В прошлом году от расистского и неонацистски мотивированного насилия погибли 37 и были ранены 382 человека (в 2009 году погибли 84 и были ранены 434 человека). Обвинительными приговорами в делах о возбуждении ненависти (ст. 282) завершились 53 процесса против 61 человека.

Однако, отмечается в докладе, говорить о существенном снижении уровня насилия по сравнению с предыдущим годом пока нельзя — данные пополняются с большим опозданием, но достаточно интенсивно. Хотя, безусловно, можно говорить о снижении количества расистских убийств.

Традиционно центрами расистского насилия остаются Москва и Петербург (а также Московская и Ленинградская области) и Нижний Новгород. Всего же инциденты, связанные с расистским насилием, были зафиксированы в 45 регионах России.

Жертвы в основном выходцы из Центральной Азии (16 погибших, 75 раненых). Второе место занимают представители так называемой неформальной молодежи (3 убитых, 65 раненых).

В деятельности ультраправых группировок сохраняется стремление к террористической деятельности: подрывы стратегических объектов (как, например, подрыв железнодорожных путей и дрезины под Петербургом в феврале 2010 года), поджоги и подрывы милицейских участков (например, в Орле, Пензе, Ростове-на-Дону). Самым ярким примером «присвоения» террористических действий ультраправыми стала история с «приморскими партизанами» – криминальной группой, совершившей в первой половине 2010 года серию жестоких нападений на сотрудников милиции.

2010 год ознаменовался явным ростом бытового ксенофобного насилия, отмечают аналитики «Совы». Всплеск исламо- и кавказофобии спровоцировали теракты 29 марта 2010 года в московском метро. Тогда в течение недели было зафиксировано не менее 5 нападений, в результате которых пострадали не менее 8 человек.

Вместе с тем, заметно сократился масштаб деятельности вандалов: в 2010 году было зафиксировано 100 актов вандализма против 146 в 2009 году. Однако при этом, подчеркивается в докладе, отнюдь не сокращается количество взрывов и поджогов. В 2010 году было зафиксировано 15 взрывов и поджогов религиозных объектов, что составило 31% от общего количества инцидентов этой направленности, в 2009 году – 12 взрывов и поджогов, то есть 21%, в 2008 году – соответственно 19 и 31%. Чаще всего поджигают православные часовни и храмы.

Отдельный параграф в докладе посвящен публичной активности праворадикальных групп. Традиционный «русский марш» 4 ноября оказался рекордным по размаху за все годы его проведения. Выступления ораторов были значительно радикальнее обычного, отмечают эксперты.

Как и в предыдущие годы, праворадикалы снова и снова пытались повторить «кондопожский сценарий» – раскрутку бытового конфликта с участием разноэтничных сторон в массовые беспорядки с последующей общенациональной политической мобилизацией.

Эксперты «Совы» считают, что митинг на Манежной стал мощным и неожиданным для всех успехом праворадикалов. Никогда раньше не удавалось провести столь массовое мероприятие под столь радикальными лозунгами прямо под стенами Кремля. «Кондопожский сценарий» сработал – пусть частично – не в маленьком городе, а прямо в столице, констатируется в докладе.

Успех на Манежной вдохновил как автономных наци, так и известные ультранационалистические организации. Вся середина декабря прошла в попытках провести новые массовые акции, в основном в Москве. Распространялись призывы к столкновениям, адресованные как «русской молодежи», так и «кавказской молодежи». 15 декабря в обеих целевых группах нашлось немало людей, готовых участвовать в таких акциях, хотя основные группировки ультраправых, похоже, в этот день остались дома. В Москве произошел целый ряд нападений и драк, инициированных как русскими, так и кавказскими расистами; серьезно пострадали, по разным данным, от 12 до 30 человек. В этот день были задержаны около 1300 человек.

События на Манежной площади вызвали бурю откликов и разнообразных предложений. Авторы доклада пишут, что власти реагировали довольно бестолково и выглядели растерянно. Президент Медведев начал с заявления о необходимости наказать всех виновных в беспорядках (впрочем, не сразу; с более развернутыми предложениями он выступил уже в январе 2011 года). Ответственный за внутреннюю политику в его администрации Владислав Сурков усмотрел в тех же беспорядках вину демократической оппозиции, «раскачивающей лодку». Премьер-министр Путин рассуждал о проблемах, связанных с мигрантами, предложил ужесточить ответственность за нарушение режима регистрации (никакие меры на практике предприняты не были) и посетил могилу Егора Свиридова. Руководство правоохранительных органов поспешно пересмотрело решение о мере пресечения для группы, в которую входил убийца Свиридова: все они были арестованы (последний – уже в марте 2011 года), хотя вопрос о правомерности первоначально избранной меры пресечения так и не был расследован. При этом, отмчается в докладе «Совы», почти никто не говорил о таких ключевых задачах, как интеграция мигрантов, противодействие дискриминации, нормализация Северного Кавказа и т.д.