Петровская: 90% студентов журфака хотят работу на «Дожде»

К. ЛАРИНА – Так непривычно не начинать, а продолжать. Здравствуй, Ира Петровская.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Ну здравствуй.

К. ЛАРИНА – Обычно мы начинаем, а сейчас продолжаем. Я тут просто лихорадочно открываю нашу страницу в фейсбуке «Человек из телевизора». Сейчас я открою нашу веточку, чтобы вы, наши дорогие слушатели, присылали ваши вопросы не только на sms +7-985-970-45-45, но и сюда в фейсбук. Сейчас пишу: открываемся. Восклицательный знак. И тут же на эту веточку посыплются вопросы. Какой кошмар, будут писать слушатели. Объясните, пожалуйста, что случилось, как можно так задавить целый телеканал. Вот так в одночасье. Ну конечно же это главное событие этой недели, которое мы обсуждаем уже несколько дней. Ситуация, которая сложилась вокруг телеканала «Дождь». Ира Петровская на эту тему «Блокада за блокаду» написала замечательный текст в «Новой газете» в пятничном выпуске. И теперь уже можно, в конце концов, и поговорить на эту тему. Давай тебе слово даем.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Во-первых, мы прекрасно помним, как можно задавить целый канал куда большего даже федерального охвата, влияния. Один из лучших на тот момент.

К. ЛАРИНА – НТВ?

И. ПЕТРОВСКАЯ — Ну конечно следом за этим ТВ6 и потом ТВС. Очень все это было последовательно, старожилы припомнят эту ситуацию, как можно было в одночасье, в одноночье придти и фактически канал остался, но переформатировать его и большая часть тех, кто составлял лица его…

К. ЛАРИНА – Кстати, люди вышли на улицы. Давай вспомним.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Поначалу выходили. Было два по-моему митинга. Не таких массовых, как хотелось бы, но по тем временем даже вполне себе представительных. Ну и тогда еще было понятно, что можно это сделать с любым, проделать. Более того, я думаю, что довольно стремительная эволюция других коллег каналов НТВ с этим связана. Потому что у каждого это как травма такая осталась и я думаю, что некоторые даже забежали вперед паровоза и сами себе наступили на горло своей собственной песне, чтобы не дай господь такая же участь не постигла и их.

К. ЛАРИНА – Кстати, можно скажу одну вещь, что объединяет эти два сюжета. Тогдашнего НТВ и сегодняшнее вокруг «Дождя», может быть я ошибаюсь, но мне кажется и тогда уже никакой особой цеховой солидарности вокруг этого события не было. Да, выходили зрители. Люди готовы были поддержать канал, который они смотрят. Но то, что касается коллег по цеху это же помню, тогда на ТЭФИ первые возникали конфликтные ситуации между различными телевизионными каналами и это была уже как мне кажется в ту пору идеологическая информационная война. Это было. И никакой цеховой солидарности тогда уже не было. Никаких не было консолидированных заявлений ни от Союза журналистов, ни от союза ТЭФИ.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Нет, вспомни пыталась наша тогда академия сделать такое заявление, другой вопрос, что из тогдашних не помню сколько, 150, допустим, членов академии подписали это заявление 36, по-моему, человек. Но говорилось о том, что свобода слова, в общем, подвергается огромной угрозе. И кстати тогда это был определенный демарш, потому что, тем не менее, на той церемонии, сейчас не могу точно вспомнить, что был за год, 2004 по-моему, тем не менее, были награждены программы и люди, которые уже не существовали. И в этом смысле какая-то солидарность была, но ты права, что конечно не было такой массовой поддержки, которая случалась и солидарности, когда закрывали «Взгляд», когда катили на Попцова во время чеченской кампании. Когда его снимали. То есть там собирались какие-то пресс-конференции, народ выражал свое возмущение. Безусловно, нет. Более того, я напомню близкую историю и тем более из того же поля, когда в прошлом году…

К. ЛАРИНА – «Совершенно секретно».

И. ПЕТРОВСКАЯ — Задушили канал «Совершенно секретно». То тоже все восприняли это как такой частный случай. Да, действительно какие-то проблемы с провайдером, оператором. Хотя на самом деле это были абсолютно те же идеологические проблемы и по указанию, видимо, тех же людей, которые сегодня душат «Дождь», точно также было удушено «Совершенно секретно» и никто этой солидарности не выражал.

К. ЛАРИНА – А чем ты это объясняешь, Ира? Вчера мы с Кашиным разговаривали в программе «Особое мнение», он тоже обратил на это внимание. Что никакой нет реакции со стороны сообщества журналистского. Есть какие-то разрозненные мнения. Кто-то да, кто-то нет, кто-то говорит, сами виноваты. Но это все ерунда. Этот вопрос есть у наших слушателей, почему молчит сообщество журналистское. Почему молчат коллеги. Я могу вам ответить, пожалуйста, председатель Союза журналистов господин Богданов: «Им надо найти способ, чтобы их поняли, чтобы их простили, сделать так, чтобы к ним с уважением относились в будущем». То есть «Дождь» должен заслужить прощение.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Но при этом официальное заявление, которое висит на сайте, я тоже прочитала, Союз при этом осуждает всю эту историю, и требует не допустить закрытия. Поэтому здесь нужно все-таки разделять. Это интервью… Но безусловно, я согласна, нет сегодня журналистского сообщества. Мы видим прекрасно, «Дождь», слушай, это капля в море. Когда огромный совершенно медийный я не знаю, как назвать гигант РИА-Новости, который тоже в одночасье, извини меня, руководитель узнала из СМИ, что ее сняли, а люди до сих пор, вот кого-то сразу уволили или предложили уволиться. А думаю, что значительная часть сегодня сидит на чемоданах и в подвешенном состоянии. Да, сегодня мы понимаем, что круг возможностей настолько сужен, что каждый будет держаться за то место, которое есть, потому что понимает, что на его место найдется еще 10 человек. Давай вспомним историю, она шла параллельно, она другого чуть характера, с этой веб-редакцией сайт по-моему, Вести.ру, где разместили…

К. ЛАРИНА – Цитату из Геббельса. Великие люди о Ленине.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Тут же уволили всех этих людей. Только единственное, конечно, не закрыли вообще, ни Вести, ни ВГТРК, не вынесли никаких предупреждений. Еще 10 человек оказались на улице. Другой вопрос, достойны или нет, но что это за коллективная ответственность, что они все или не 10, я не знаю, сколько их там. Более того, вчера в фейсбуке я прочитала отчасти забавную историю, что все гадали, почему возможно было размещение этой цитаты на сайте официального государственного СМИ. Так вот, по некоторой информации, прежде чем произошло увольнение, на совещании с участием всех этих людей, спросили: а кто-нибудь знает кто такой Геббельс. И все дружно ответили «нет». И в этом конечно тоже причина того, что происходят какие-то ляпы такого рода. Но все равно это не повод мне кажется, сразу всех увольнять. Действительно бывают разного рода у людей ошибки, и я и тогда сомневалась, а теперь просто уверена, что это не злонамеренность какая-то, и никто не является фанатом и поклонником Геббельса, несмотря на многие усвоенные коллегами советы и заповеди этого персонажа. Поэтому вот этот вопрос: куда идти людям. Огромный рынок безработных журналистов. Куда они пойдут. Каждый поэтому сидит самые отчаянные, как-то высказываются, но в основном в сети, потому что другой возможности у многих нет, а более сдержанные предпочитают помалкивать, по принципу, чтобы хотя бы не позориться. Некоторые бегут и делают заявления, совершенно не стесняясь теперь уже вот этой, раньше это было бы цеховое осуждение, а теперь просто отдельные коллеги, которые прежде считали тебя приличным человеком, говорят «фи». Ну и что, это можно пережить я думаю. Кому-то можно пережить. В обмен на профессию, возможность ею заниматься и необходимость содержать семьи и самим как-то жить, выживать.

К. ЛАРИНА – По сути, сегодня выбор стоит перед журналистами небольшой. Или ты принимаешь…

И. ПЕТРОВСКАЯ — Его вообще нет.

К. ЛАРИНА – Есть. Либо ты принимаешь условия, предлагаемые обстоятельства и остаешься преданным и лояльным. И работаешь в тех условиях, которые тебе предлагает нынешнее государство. Поскольку у нас сегодня практически одни только государственные СМИ остались за некоторым точечным исключением. И второй…

И. ПЕТРОВСКАЯ — Точечным отключением.

К. ЛАРИНА – А второй вариант вообще закончить всякие взаимоотношения с этой профессией, искать другие возможности применения своих сил. Не в профессии журналиста. Вариантов нет.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Варианты крайне ограничены. И если особенно учесть, что большую часть людей, которые либо уже оказались, либо могут в любую секунду оказаться на улице, это люди, которые прошли через 90-е, то есть не первой прямо скажем молодости люди, то тем более вариантов никаких. Если еще не дожил до пенсии, на пенсию тоже особо не проживешь.

К. ЛАРИНА – Конечно, все эти истории и конкретная история огромный урон наносит профессии. Безусловно. И тем, кто сегодня еще учится на всяких журфаках и тем, кто прошел уже это чудо свободы, я имею в виду, прежде всего, тех сотрудников, которые работали на «Дожде», в данном случае мы о них говорим. Ребята, у которых какая-то вера была все-таки в возможность работать честно, открыто, соблюдая все нормы и принципы профессии, соблюдая свое профессиональное достоинство и самоуважение, в конце концов. И это будет удар мне кажется, от которого долго еще не оправится журналистский цех.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Кстати, любопытно, ты упомянула студентов, я в течение ряда лет на разных журфаках вела какие-то курсы. И, как правило, когда я задаю вопрос, а обычно у меня студенты, которые собираются работать на телевидении. И когда я задаю вопрос, вообще что они смотрят и на каком канале хотели бы работать, вот можете верить, можете не верить, но 90% говорят, что смотрят «Дождь» и хотели бы работать на «Дожде». Кто-то хочет работать на каких-то западных каналах, в западных компаниях и ни одного искреннего, по крайней мере, ответа, что хотели бы трудиться на Первом, на канале «Россия» или НТВ я не услышала. И также не услышала, что они это смотрят, и в это я верю, потому что большинство студентов довольно слабо себе представляют, что там показывают.

К. ЛАРИНА – Ир, а что молодые журналисты, которые сегодня находятся в растерянности, я имею в виду которые работают на «Дожде» и безусловно, деморализован коллектив этот, это чувствуется по тому, что они пишут в фейсбуке и как выходят в эфир.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Ну послушай, получи по голове такой дубиной.

К. ЛАРИНА – Что они могут получить. Какую поддержку от старших товарищей кроме как демонстрация высокомерия и брезгливости по отношению к этому каналу.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Не от всех же старших товарищей.

К. ЛАРИНА – От некоторых видели.

И. ПЕТРОВСКАЯ — А некоторые как раз поддерживают. Только другой вопрос, что в самом эфире от старших товарищей, работающих на больших каналах, они точно ничего не получат. В крайнем случае, полунамеки какие-нибудь, какие-то общие слова. Так только в социальной сети они могут, старшие товарищи, которые прошли через те же 10 с лишним лет тому назад или раньше, могут поделиться, вероятно своим опытом. Но на самом деле это все думающие действительно образованные, иногда просто блестящие молодые люди, и как же недальновидно, устраивая такого рода показательные порки. Ладно бы порки даже. Это показательная казнь, судя по всему. Как же недальновидно не предполагать, что вот эти самые, вот он креативный класс молодой, очень с большим потенциалом, недальновидно не думать о том, в каких превращают противников, если это раньше были просто люди, критически настроенные, и это отнюдь не страшно. Тем более, когда это небольшой канал. Это не страшно, это наоборот хорошо, это маленький такой свисточек, через который этот пар немножко выходит. И целый такой отряд, пусть не очень многочисленный, но плюс прибавляется армия тех самых молодых людей их же возраста, которые смотрели «Дождь», тем не менее, по сути, превращать их в своих противников из людей просто критически настроенных, страшное слово «оппозиционных», хотя у нас теперь все, что не за, даже минимальное сомнение сразу становится, страшным словом обзывается «оппозиционный». А потом я думаю, дальше мы придем к тому, что это откровенно вражеский и соответственные меры принимать.

К. ЛАРИНА – Завтра на телеканале «Дождь» с 12 часов будет проходить марафон под названием «Любить родину», в котором будут принимать участие, как я понимаю и в том числе и коллеги журналисты. И Ира будет там и я там буду и Арина Бородина и Алексей Венедиктов будет принимать участие. Я не знаю, кто это все увидит, потому что сегодня в телевизоре практически из всех сетей телеканал вынут. У нас есть возможность только в Интернете это наблюдать, по-моему, больше нигде.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Может быть где-то еще чего-то осталось, но, по крайней мере, ту информацию, которую мы имеем, мы понимаем, что даже самые мелкие операторы и те по звонку, по приказу отключают сегодня этот канал.

К. ЛАРИНА – Твой прогноз?

И. ПЕТРОВСКАЯ — Не знаю. Я была абсолютно уверена, что это именно порка. И это дисциплинарные меры и дрессура такая. Будете хорошо себя вести, нальем бассейн воды. А пока вот так прыгайте. А сейчас я понимаю, что все не так просто. И, скорее всего, более чем серьезно и судя по тому, что даже те операторы, которые до этого заявляли, что не будут отключать, это делают. И никого не пугает ни грядущая Олимпиада, которую все ждали с определенным ужасом, потому что знали, что после Олимпиады это произойдет. Так вот это произошло до. То есть это уже никого не смущает. Соответственно мне кажется, что все печально.

К. ЛАРИНА – Делаем паузу, слушаем новости. Потом возвращаемся в программу.

НОВОСТИ

К. ЛАРИНА – Все-таки хотела завершить тему вместе с новостями, но все-таки вопрос, который остается от наших слушателей для нас с тобой. А вот отношение к этому вопросу, который послужил детонатором этого общественного взрыва вокруг канала «Дождь». Как вы считаете, спрашивают нас слушатели, правомерно ли было задавать этот вопрос, связанный с блокадной передачей.

И. ПЕТРОВСКАЯ — У меня уже все перепуталось, что обсуждалось в эфире, в фейсбуке. Да, возможно сама формулировка может быть не столь корректна, как хотелось бы. Но разговоры об этом, вопрос этот задают себе и задавали раньше и люди, которые не пережили этого и люди, которые пережили. Я почему об этом говорю, почему у меня вся родня моего мужа все были блокадники и все пережили, кто пережил блокаду. И этот вопрос обсуждался. Более того, у меня лежит дневник моей свекрови, которую я никогда не видела, потому что она умерла раньше, чем я появилась в жизни ее сына. Где она все ужасы эти описывает и как она собиралась мышь варить для того, чтобы кормить ребенка. И так далее. И, безусловно, эти вопросы, кто до этого довел и можно ли было минимизировать, не минимизировать даже, а каким-то образом избежать столь ужасающих потерь и такой гуманитарной катастрофы. Поэтому в вопросе самом по себе, в смысле его содержания я мало того, что не вижу никакой крамолы, я считаю, что наступают времена в истории, когда можно и задавать разные вопросы. И вчера израильтяне Девятый канал русскоязычный в знак солидарности с каналом «Дождь» провел опрос: согласны ли вы с тем, что в какой-то степени европейские евреи были виноваты в Холокосте.

К. ЛАРИНА – Там «в какой-то степени» не было. Это ты сейчас сказала.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Они так формулировали потом.

К. ЛАРИНА – Мы сегодня слышали, Володя Варфоломеев давал целиком фрагмент из этого эфира. Вопрос был очень конкретный. Считаете ли вы, что европейские евреи виноваты, спровоцировали Холокост.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Совершенно верно. Но потом он разъяснил в конце, что имеется в виду этот еврейский капитал, который был лакомым куском и послужившим определенным стимулом если можно так сказать для немецких фашистов, чтобы это все организовать. Тем самым они говорили, и более того, прямым текстом говорили, плохих вопросов не бывает, бывают плохие ответы, возможно. Ответ, кстати зрители канала однозначный дали: 9% ответили…

К. ЛАРИНА – Кстати, ты помнишь, как на этот вопрос успели ответить зрители канала «Дождь»? Мне кажется это больше должно пугать, а не сам вопрос. Когда 54%, по-моему, сказали, что да.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Дело в том, что я за эти дни прочитала, как и ты и многие другие дикое количество разных материалов на эту тему, которые были в сети опубликованы. В том числе совершенно неизвестные мне факты того, как осуществлялось это, когда замкнулось кольцо как будто бы вроде блокады. Историк пишет, у нас на сайте это висит, что оставалась возможность для навигации с 8 сентября до того как наступили холода, и можно было речными озерными баржами провести продовольствие. Множество вопросов, почему продовольствие вывозили до этого из Ленинграда. А не ввозили. Почему его всего-то было на 10 дней, вместо того чтобы какие-то стратегические, огромное количество…

К. ЛАРИНА – Почему кондитерские фабрики работали в голодном городе. И кого снабжали этой едой, кто это все жрал.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Работники пишут в своих дневниках, как им прекрасно, как их кормили в санатории.

К. ЛАРИНА – Еще одну цитату могу привести, которая тоже поразила своим цинизмом, с гордостью сообщалось в каких-то советских документах, что за годы блокады не умер ни один партработник.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Да. Самое ценное как всегда. Это называется, что ест народ в лице своих слуг.

К. ЛАРИНА – Короче, согласна ли то со мной, Ира, что это суд за инакомыслие.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Безусловно.

К. ЛАРИНА – Это прецедент.

И. ПЕТРОВСКАЯ — А во-вторых, усомнились в святом как будто бы. Нет сомнения, что святое, люди совершили действительно, и мы видели на этой неделе из лучших других фильмов на других каналах, люди совершили беспримерный подвиг. Притом, что огромная часть людей его совершила, а какая-то часть это все проявила, вся эта страшная ситуация, катастрофа проявила как лучшее, так и худшее в людях.

К. ЛАРИНА – Зато, кстати, настоящих блокадников, которые в Ленинграде уцелели на сегодняшний день, когда приезжал кортеж на Пискаревское кладбище президентский. Их туда не пустили. И люди стояли пожилые старые люди на морозе. Ждали, когда им откроют ворота.

И. ПЕТРОВСКАЯ — По три тысячи премиальных так называемых, выданных блокадникам, но только тем, кто был в блокаду более 4-х месяцев. Я думаю, что там 4-х месяцев могло и не хватить, чтобы сдохнуть.

К. ЛАРИНА – То есть здесь ничего не смущает.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Но поэтому можно без вопроса я перейду к тому, что мы видели и это тоже очень важная вещь, что мы видели на Первом канале. Две серии фильм «Голоса» Катерины Гордеевой, которая сделала то, что необходимо сегодня сделать. Потому что увы и ах это все уходящая натура, хотя это дети в основном и подростки, которые оставались в Ленинграде во время блокады. И это совершенно потрясающие и документы, и эмоциональное свидетельство того, что на самом деле там происходило. И самое потрясающее для меня не то, что они рассказывали, причем как ты заметила, без пафоса, без этих патриотических воплей. Люди рассказывали просто то, что запечатлела их память. Но самое потрясающее это концовка, когда Катерина Гордеева выходит на разговор о том, что всю жизнь эти люди, совершившие действительно невероятное, с точки зрения даже физических каких-то законов выжившие, оставшиеся людьми, они стеснялись себя. Потому что им внушали, что в их действиях и их тогдашней жизни, поведении ничего геройского не было. Они стеснялись многих подробностей того, что приходилось и как приходилось в быту действовать. Потому что ничего не было для жизнеобеспечения. И вот оно тоже это лицемерие и, к сожалению, двумыслие этой государственной машины. С одной стороны превозносим монументами, мемориалами, а с другой стороны люди, которые вместо того чтобы сделать их жизнь максимально комфортной и компенсировать все, что они пережили, они при этом еще и сами себя в каком-то смысле чувствовали виноватыми. И еще потрясение то, до какой степени большинство из этих людей сохранило в себе какой-то невероятный свет, достоинство и как они свою жизнь, начавшуюся с такого ужаса, достойно умудрились прожить.

К. ЛАРИНА – Меня поразила одна из героинь, которую практически из-под трупов достали маленькой девочкой. Семилетней. Когда у нее умерла мама, бабушка. По сути человек воспитывался в казенном доме. Ты обратила внимание, меня поразило, что такой генофонд. Когда настолько все в ней сохранено, что было заложено изначально семьей, и манера речи, и прямая спина, и это какой-то невероятный стиль общения с нами, через объектив камеры. Это поразительно, как в человеке порода сохраняется. Несмотря ни на что.

И. ПЕТРОВСКАЯ — В большинстве героев есть и эта порода, и это отношение к миру, к людям, взгляд вообще на мир. И эта речь. Потому что совершенно очевидно, что это не маргиналы, это люди, видимо, из хороших питерских ленинградских семей. У которых в большинстве своем, родители у большинства погибли. В общем, это невероятно. И очень жалко, да, прекрасно, спасибо Первому каналу, что он не прервал это ни разу рекламой. И единственное обидно, что шло очень поздно и очень многие зрители писали, что не имели возможности с детьми это посмотреть. Потому что это надо изучать на уроках истории. А не спорить о какой-то ерунде. И вторая работа она, правда, по-моему, повторно была показана. На канале «Культура» фильм Александра Сокурова «Читаем блокадную книгу», где выдержки из «Блокадной книги» Гранина и Адамовича читают просто обычные люди. Там попадаются, в том числе Олег Басилашвили…

К. ЛАРИНА – Попадаются Олег Басилашвили.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Я имею в виду, попадаются среди тех, большинство это простые и молодые и среднего возраста.

К. ЛАРИНА – Кстати, у Кати Гордеевой в фильме была одной из героинь Алиса Фрейндлих.

И. ПЕТРОВСКАЯ — А второй был Александр Городницкий. Тоже блокадный ребенок. Я к тому, что это люди, которые читают обычные какие-то суворовцы или нахимовцы, молодые всякие разные читают фрагменты из «Блокадной книги», это тоже производит, конечно, невероятное впечатление. Как кстати и невероятное впечатление произвел Даниил Гранин, выступавший в Бундестаге перед депутатами и Ангелой Меркель.

К. ЛАРИНА – Студенты там были. Кстати именно телеканал «Дождь» в прямом эфире транслировал это выступление. А больше никто.

И. ПЕТРОВСКАЯ — В отличие от всех остальных показавших маленький фрагментик этого.

К. ЛАРИНА – «Неделю назад вы говорили про фильм «Ладога». Снимал хороший режиссер Велединский. Продюсером является Валерий Тодоровский. Я доверяю вашим рекомендациям и поэтому, не являясь поклонником отечественных сериалов, тем не менее посмотрел. После двух первых серий был отчасти согласен с вами. Но что началось в финале? Вы можете это объяснить? Дело даже не в том, что слабый сценарий, нереалистичный и рваный сюжет. Это какая-то халтура и обман. Создатели этого «шедевра» держат зрителей за идиотов?». И второе мнение: «Фильм «Ладога» напомнил о страшной и великой борьбе ленинградцев за свой город. Жаль только, что это показано в обрамлении занимательного, но беспомощного сюжета». Я согласна тут, я досмотрела до конца, какое-то невероятное было разочарование. И тут точно абсолютно сформулировал наш слушатель, что это похоже на обман. Абсолютный обман, вот так оно бывает и случается. Я уж не знаю, с чем это связано. Потому что действительно две фамилии, которые всегда гарантируют нам качество. Это Александр Велединский и Валерий Тодоровский. И плюс конечно блестящие артисты Алексей Серебряков, Ксения Раппопорт, Андрей Мерзликин.

И. ПЕТРОВСКАЯ — К ним у меня нет никаких претензий.

К. ЛАРИНА – Но, братцы, это просто, это называется шарлатанство. То, что сделали. Это просто ужасно обидно, заявка была очень интересная. И мне действительно этот фильм был интересен…

И. ПЕТРОВСКАЯ — Это какое-то наперстничество.

К. ЛАРИНА – Да.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Потому что ты начинаешь смотреть более чем трагическую историю. Что может быть более трагичного, чем потеря ребенка у матери. Я все время задавала себе вопрос, на черта там на Ладоге, на дороге жизни на черта там какой-то нелегальный разведчик, то есть наоборот, разведчик нелегал имеется в виду Мерзликин, то есть внедренный туда, за кем он там следит.

К. ЛАРИНА – А уж мандаринчики наколотые… Вспомнила сразу прошлый майдан, когда жена Януковича говорила про наколотые апельсинчики.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Самое главное до черта, такую операцию, немцы идиоты что ли, это тоже напоминает какие-то агитки времен чего.

К. ЛАРИНА – Это похоже на сериал «Пепел».

И. ПЕТРОВСКАЯ — Когда сотнями мрут и тут они два ящика мандаринов опыляют какой-то гадостью, чтобы вызвать эпидемию в каком-то отдельном детском доме. Ну бред сивой кобылы. Такая подмена просто на наших глазах происходит. Ужасно жалко. Жалко артистов в первую очередь, которые действительно, Ксения Раппопорт просто невероятного масштаба актриса.

К. ЛАРИНА – Там все хорошие.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Только вот у меня тоже было ощущение, что меня обманули, надули, провели. И подсунули мне вместо трагедии какой-то фарс невероятный.

К. ЛАРИНА – Жалко.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Но о хорошем.

К. ЛАРИНА – Юрий Рост. Давай про Роста скажем, а то опять не успеем.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Сегодня юбилей, причем по-настоящему юбилей, мне когда-то сказали, что юбилеев бывает всего — 50, 75 и 100 лет.

К. ЛАРИНА – А может быть и не бывает.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Но мы надеемся, что в данном случае у нашего любимого дорогого Юры Роста обязательно будет. 75 лет. Невероятный человек. Вот пример абсолютно достойного проживания в профессии, в которой он безусловный выдающийся абсолютно человек. И журналист. И фотограф.

К. ЛАРИНА – Его просто фотографом не назовешь.

И. ПЕТРОВСКАЯ — И даже фотохудожником. Это какой-то отдельный жанр. В свое время им придуманный. Фотография, которая сама по себе произведение.

К. ЛАРИНА – Как сказала Оля Свиблова, когда мы в начале передачи поздравляли Юрия Роста с юбилеем. Она очень точно определила его как основоположника гуманистической фотографии в Советском Союзе. Это абсолютно точно.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Я могу с полным основанием сказать, Юрочка, я на тебе выросла, потому что моя подруга на журфаке писала диплом уже тогда по работам Юрия Роста. И тогда же кстати мы познакомились. Оказывая моральную поддержку нашей подруге и приезжая к Юрию на такие прединтервью и интервью. С удовольствием приезжали.

К. ЛАРИНА – Могу себе представить.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Да, это было что-то невероятное. В общем, я имею в виду, что по стилю его тогдашнего жилища, он же вообще человек необыкновенно не то чтобы оригинальный, потому что сразу какой-нибудь чудик представляется.

К. ЛАРИНА – Свободный.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Свободный. Ни на кого не похожий. Короче, Юра, Юрий Михайлович, никогда так не говорили, наверное, только в те годы, когда приезжали. С юбилеем, здоровья, чтобы просто ты был, потому что тогда это дает какое-то ощущение некоторой защищенности, вот когда есть такого уровня люди в профессии. Рядом с тобой в жизни. В общем, люблю, целую.

К. ЛАРИНА – Сегодня, кстати, на канале «Культура» в 19 часов 10 минут будет программа «Линия жизни» с участием Юрия Роста. Но как мы с Ирой поняли, это повтор. Который был снят к предыдущему юбилею, к 70-летию. Где он был со своим кенарем вместе с клеточкой. Но слушать Юру можно бесконечно, поэтому если у вас сегодня будет время вечернее свободное, обязательно включите и посмотрите эту встречу с Юрием Ростом. Я кстати смотрела, когда на прошлой неделе встречались в нашем эфире, по биографии посмотрела, у него очень короткая биография на самом деле.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Она, слава богу, довольно…

К. ЛАРИНА – Нет, я имею в виду по количеству перемен судьбы. Обычно бывают какие-то невероятные перемены, там работал, сям работал. У него какая-то…

И. ПЕТРОВСКАЯ — Начнем с того, что Институт физкультуры окончил.

К. ЛАРИНА – Это понятно. Я про другое. Это просто про места работы. «Комсомолка».

И. ПЕТРОВСКАЯ — «Литературка».

К. ЛАРИНА – «Общая газета»…

И. ПЕТРОВСКАЯ — И «Новая».

К. ЛАРИНА – Из всех этих газет «Новая» осталась живая. Тьфу-тьфу. Все остальное это абсолютная Атлантида. Это все тонущие корабли, уже утонувшие. Потому что люди, которые сегодня судят по сегодняшним газетам по «Комсомольской правде», что это именно та «Комсомольская правда», а по «Литературной газете», что это та «Литературка», ребята, это абсолютно не то. Совершенно полная противоположность тем газетам, в которых работал и жил Юрий Рост и многие другие его замечательные коллеги.

И. ПЕТРОВСКАЯ — В этих газетах работали в свое время и Юрий Щекочихин, Ярослав Голованов.

К. ЛАРИНА – Это совсем другие газеты. Я не про это говорю.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Я о том и говорю, что в нынешних газетах эти люди не могли работать. Потому что не могли бы работать никогда. Можно успеть последние слова сказать…

К. ЛАРИНА – Да еще, пожалуйста.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Не последние, а хорошие слова. Еще одна была очень просто выдающаяся работа…

К. ЛАРИНА – Что-то мы сегодня захлебываемся.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Потому что неделя такая насыщенная.

К. ЛАРИНА – Не надо захлебываться.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Хорошо.

К. ЛАРИНА – Выдохни.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Выдающаяся при этом была работа на канале «Культура» показана, документальный фильм Елены Якович. Называется «Василий Гроссман. Я понял, что я умер». Фильм, который посвящен жизни и судьбе романа «Жизнь и судьба». И главная там история про то, как вызволялась уже, вначале как изымалась у автора рукопись, а потом как она сейчас буквально… И при этом присутствует съемочная группа, возвращается из архивов ФСБ, КГБ в ЦГАЛИ, и как бережно архивариус или как он называется, работающий в архиве КГБ человек, показывает эти исчерканные рукой уже давно покойного автора страницы этого многострадального романа. И как комментируют это выдающиеся люди Наум Коржавин, Войнович. И Сарнов. Говоря о том, что вот рукописи, может быть, и не горят, и возвращаются, но сколько же мук и ужаса пришлось пережить Василию Гроссману и собственно это его и сгубило. Когда у него отняли его лучшее, наверное, и самое дорогое для него детище.

К. ЛАРИНА – …Убили как писателя.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Убили рукопись. Но при этом вот там тоже человек говорит, вот восторжествовала, наконец, справедливость и правда. Это я к тому, что рано или поздно действительно, наверное, что-то там и восторжествует.

К. ЛАРИНА – Ты очень точно процитировала стихотворение Александра Моисеевича Володина в своей статье по поводу того, что правда всегда торжествует, только всегда почему-то потом.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Только потом. Но торжествует. Обязательно. Потому что людям она почему-то нужна.

К. ЛАРИНА – Сегодня после часа дня у нас в студии будет Юрий Шевчук в рамках программы «Культурный шок». Потому что он в Москве и потому что он в субботу может придти и поэтому мы его позвали, и он к нам придет. Конечно же, мы хотели поговорить с ним про события на Украине, и мы сделаем это. Но естественно, будет разговор и о том, что сегодня происходит вокруг канала «Дождь». И вообще это будет такое «Особое мнение» Юрия Шевчука. И прямо сейчас можно и начать отвечать на ваши вопросы. Итак, что же случилось с «Дождем». Отвечает Юрий Шевчук.