Далай-лама XIV: не надо привязываться к религии

Многие религии говорят в своих учениях о полной самоотдаче верующего только одной религиозной традиции, в которой и заключена вся абсолютная истина. Этот принцип «одна религия — одна истина» следует понимать в контексте индивидуальной, персональной религиозности и веры, а не как истинность лишь одной веры относительно остальных.

Стоит различать веру и уважение. Верить можно в собственную религию, но при этом уважать все остальные. Укрепляйте свою веру, любите свою религию, но не привязывайтесь к ней. Чрезмерная привязанность делает вас пристрастным и предубежденным, лишает возможности объективно посмотреть на вещи и разглядеть духовную ценность других традиций.

Исторически сложилось, что в древности в различных регионах земли проповедовали разные духовные учителя. В результате возникли религиозные учения, которые мало контактировали между собой. Так, в Библии есть некое упоминание о мудрецах с Востока, то есть указание на наличие там философской или духовной традиции, отличной от «местной» религии иудаизма.

Когда я замкнуто жил в Тибете, меня окружали только буддисты, бытовало сильно отрицательное, предубежденное отношение к иностранцам. Но выехав за пределы Тибета, я стал знакомиться с представителями других религий, духовными учителями и верующими. Скажу, что поведение и образ мыслей многих из них достойны восхищения. Таковы, например, христианские монахи и монахини, которые посвящают себя заботе об обездоленных.

Поэтому чем шире сегодня будут контакты между людьми разных религий, тем меньше у них будет ложных предубеждений относительно друг друга и больше взаимного уважения к другим традициям. И образование, средства массовой информации могут сыграть в этом деле большую роль.

Нравится это кому-то или нет, но вокруг нас множество культур. Например, в России уже не одну сотню лет рядом живут представители разных религий. В масштабах всего человечества этого многообразия еще больше. И каждый имеет право на сохранение своей самобытности.

На философском уровне между религиями много существенных различий. В большинстве из них Бог считается творцом всего сущего, такие религии называются теистическими. Но некоторые, такие как джайнизм или буддизм, не придерживаются этой концепции, считая, что каждый индивид сам создает собственное будущее, то есть присутствует концепция самосотворения.

Если философские взгляды расходятся, то каковы цели той или иной религиозной философии? А они сходны: помочь человеку стать лучше, добрее, сострадательнее. Это заложено и в христианстве, и в исламе, иудаизме, индуизме, джайнизме, буддизме. В них важным элементом практики является пробуждение в сердцах чувства любви, прощения, терпимости. Все религии ведут к одной цели, и вы можете выбрать и развиваться в той традиции, которая вам ближе.

Будда преподавал своим ученикам разные философские взгляды, разные практики, потому что среди его последователей тоже были люди с индивидуальными отличиями. Поэтому Будда никогда не обучал только одному методу. Ученик сам должен был определить, какой из них больше всего ему подходит.

Благодаря такому подходу нам легко развить в себе уважительное отношение к другим религиям. Вот я — буддист и не разделяю идею о Боге-творце, но я искренне восхищаюсь теми религиями, в основе которых заложена вера в Создателя.

В зависимости от психологических склонностей один человек чувствует, что ему помогает вера в Бога-творца. Тогда ему следует придерживаться соответствующей религии и практиковать.

Другому человеку ближе идея, что все, что с нами происходит, — это результат наших собственных действий, и он старается не причинять вреда другим в соответствии с принципом кармы.

А тот, кто не принимает для себя религиозное мировоззрение, пусть остается неверующим. Главное, чтобы он был честным и сострадающим человеком.