Ислам Каримов на финишной прямой

Сегодня президенту Узбекистана 76 лет. Он по-прежнему намертво держится за власть, но созданная им система уже пожирает его детей и готова взяться за него.

2014 год — это не только рубеж, стремительно приближающий Ислама Каримова к старости, но и отрезок в четверть века, минувший со дня прихода его к власти в Узбекистане.

Несмотря на провалы во всех сферах президентской деятельности Каримова, он не собирается уходить на покой.

В декабре 2013 года на торжественном собрании по случаю 21-й годовщины Конституции он обещал встретиться с руководящими кадрами в том же Дворце через 10 лет.

А накануне нового 2014 года обещал организовать посещение правящей элитой строящихся объектов в особой экономической зоне Ангрена в 2016 году, это при том, что следующие президентские выборы в стране должны состояться в 2015.

Соперников и преемников не бывает

Политическая драма, развернувшаяся осенью прошлого года вокруг старшей дочери президента Гульнары Каримовой, указала, что Каримов не терпит оппозицию ни в чьем лице.

Разгром бизнес-империи Гульнары — следствие обеспокоенности Каримова политическими амбициями дочери, пиар-кампаниями и формированием своей команды управленцев с прицелом на власть, считает ряд информированных наблюдателей в Ташкенте.

Это обстоятельство, вкупе с уголовными делами об отмывании денег в Европе против Гульнары и замораживанием ее активов, свели на нет версию о династийной передаче власти в стране или о спаренном руководстве страной.

Утратил свою актуальность и некий вариант мирной передачи власти лично отобранному преемнику «а ля Ельцин».

Персонализированная вертикаль, созданная диктатором под себя, не приемлет как тандема отца и дочери, так и перехода власти в чужие руки.

Цель оправдывает средства. Диктатор придерживается принципа: «Все или ничего». На уме у него одна цель – любыми способами сохранить власть.

Страна в напряжении

Ислам Каримов осознает слабые стороны своего режима и позиции, персональную ответственности за содеянное, особенно в Андижане в 2005 году, и вероятность физического устранения в случае утраты должности.

Эти соображения усиливают его решимость править страной пожизненно, вопреки Конституции, Закону и вне зависимости от мнения свиты и карманного парламента.

Но обстоятельства в стране складываются для него неблагоприятно.

По словам профессионалов, остающихся в Ташкенте, наблюдательность и аналитические способности которых я ценю высоко, в стране нарастает напряженность.

Вид некоторых офицеров служб безопасности заметно тревожный, свыше одного месяца они работают в режиме повышенной боевой готовности.

Пограничники уже несут службу в усиленном режиме. Пересечение границы чиновниками высокого ранга осложнено до предела.

Весьма нервозно ведут себя и приближенные Каримова. Сам он безвыездно находится в загородной резиденции «Дурмень», а президентский картеж с двойником продолжает курсировать между резиденцией и «Аксараем», создавая иллюзию о стабильности ситуации.

Как тут не вспомнить эмоциональное предупреждение Каримова в Термезе в конце 2013 года, в день назначения нового хокима Сурхандарьинской области, о необходимости быть готовыми к любым поворотам ситуации в стране.

Править вечно… в изоляции

И этим поворотом, судя по последним событиям в Узбекистане, может стать фактическое, пока еще не формальное, отстранение Ислама Каримова от власти.

Продолжающиеся более полугода зачистки в высших эшелонах власти, в частности Службы национальной безопасности (СНБ), вовсе не похожи на междоусобицу и хаотичные разборки, как пишут некоторые эксперты.

Они отличаются от всех предыдущих зачисток и перестановок кадров своей нацеленностью на изоляцию Каримова от окружения и сковывание его маневренных возможностей.

Примеры. Освобожден от должности некогда самый доверенный человек Каримова – бывший начальник Службы безопасности президента (СПБ) генерал Ахат Насыров, который преимущественно действовал автономно от руководства СНБ.

Во время поездок «отца нации» по республике, он ставил «на уши» всех провинциальных начальников, начиная от хокимов – глав администраций областей и районов, до рядовых милиционеров и бюджетных работников.

Примерно таким же автономным статусом пользовался отправленный в отставку бывший госсоветник президента, куратор правоприменительных органов Джамшид Файзиев.

Зачистки коснулись частично заместителей, помощников доверенных лиц указанных чиновников.

Упомянутые государевы мужи беспрекословно выполняли любые поручения и желания, как Каримова, так и членов его семьи, не докладывая об этом руководству СНБ.

Разгром Гульнары

«Принцесса» Гульнара возможно права в своем утверждении, что организатором разгрома ее бизнес-структур, задержек, арестов, пыток, исчезновений и выдавливаний из страны членов ее команды являлся председатель СНБ Рустам Иноятов.

Обнародованные в интернете разоблачительные статьи о коррупционных преступлениях Гульнары Каримовой явно указывают на то, что они подготовлены коллективом сотрудников СНБ с одобрения начальства.

О сомнительных проделках баловня семьи в абсолютно закрытой стране, бравируя убедительными фактами и аргументами, могли написать исключительно работники компетентных органов, располагающих необходимыми материалами.

Гульнара также права в том, что комплект ключей от ее дома в Женеве с кодами разновидных сигнализаций могли вручить представителю оппозиции Сафару Бекжану только сотрудники СНБ по указанию своего начальства.

Каримовцев вычистят?

В свете изложенного высока вероятность подтверждения расползающихся слухов из высоких инстанций относительно охвата зачистками некоторых важных сотрудников аппарата президента в ближайшее время.

Источники называют фамилии ряда высокопоставленных лиц, которые толи арестованы, толи на грани ареста. Ввиду отсутствия подтверждающих подобные слухи сведений, фамилии действительных или потенциальных арестантов не оглашаются.

На фоне активности и мощи СНБ, позиция и деятельность других правоприменительных органов, государственных институтов, политических и общественных деятелей практически не просматривается.

Можно полагать, что большинство из них занимает выжидательную позицию и предпочитает оставаться за пределами политической борьбы.

А что же Каримов?

У читателей может возникнуть естественный вопрос: неужели столь решительный, мстительный Каримов, приказавший расстрелять мирных жителей Андижана в мае 2005 г, потворствующий пыткам безвинных людей, может пассивно взирать на немыслимые издевательства над родной дочерью, аресты подельников крупного бизнесмена – супруги Татьяны Акбаровны?

Ведь наворованные Гульнарой, Лолой и женой Татьяной богатства в равной мере принадлежат и ему – отцу семьи!

Однозначно можно ответить так: каждый удар, наносимый по членам семьи деспота, каждая информация из Евросоюза о замораживании и аресте принадлежащей им собственности, равнозначны удару кувалдой по его собственной башке.

Однако, он уже не располагает прежними возможностями и ресурсами для ответа на жестокие вызовы. И вот почему.

Без СНБ — поздно

Власть Каримова до сих пор опиралась на силовой блок – главным образом на СНБ.

Правитель обеспечивал собственную безопасность за счет увеличения численности личного состава, оснащения силовых структур самыми совершенными материально-техническими средствами, должностного и материального поощрения отличившихся служащих.

Благодаря их поддержке он сумел сосредоточить в своих руках абсолютную власть, установить безраздельный контроль над страной.

СНБ – государство в государстве – практически единственная опора режима и орудие личной власти Каримова в последние месяцы дала трещину.

Произошел зримый раскол среди руководящего и оперативного состава этой всесильной организации – они разделились по интересам.

Неодолимой проблемой пока остается сам Каримов. Его безопасность обеспечивает сонмище телохранителей и охранников, которые согласно присяге и приказу не вправе вступать в контакт, в беседу с посторонними лицами, кроме непосредственного начальника, получать информацию через интернет или радио, интересоваться политикой.

По сути – это профессиональные живые роботы-киллеры, обязанные выполнять прямые приказы Каримова и никого более.

Помимо многочисленной личной охраны в распоряжении Каримова имеется еще некая президентская гвардия, в состав которой входят подразделения террориста полковника Мухмуда Худойбердиева (неизвестно, жив ли он сам), а также другие спецназовцы.

Ни одна из сторон противостояния не желает кровопролития, людских жертв, разрушительных столкновений.

Приходится надеяться, что стороны заняты поиском вариантов мирного разрешения острейшей политической проблемы.

Данная статья должна послужить достижению именно этой цели.

Ах, да! С днем рождения, господин президент.