Реформа школьного образования: что должен знать выпускник

Мы в школе учили количество добычи угля в Мозамбике, но не учили психологию человеческих отношений, учили ботанику, но не учили — как остаться здоровым, проходили пение, рисование, но ничего не учили про секс. Зачем нам преподавали историю, если нас не научили делать из нее выводы?

Подавляющее большинство материала, который нам давали в школе, в жизни не пригодился. А то, что нужно было бы знать, выйдя из школы, нам не дали.

Ну да, американцы плохо знают географию. Да и фиг с ней, тем более, что мы все равно не знаем — где живут все наши соседи — и инопланетяне и тот, кто создал эту вселенную. Плохо то, что в школе мы не узнаем — как выжить среди всего этого сброда: криминала, политиков, клирикалов, националистов, да еще и остаться здоровым. Не знаем, как достичь успеха в бизнесе и в межличностных отношениях. У нас в образовании все шиворот навыворот — то, что жизненно необходимо, мы не учим, а то, что второстепенно, нам навязывают.

Кто-то когда-то из чиновников придумал программу знаний, чтобы сделать из людей винтиков для государственной машины, эта программа устоялась в общественном сознании, как, якобы, — «лучшее в мире образование», и никто уже и не помышляет восстать против нее и сменить эту порочную систему.

Выходя из школы, подросток обязан:
— знать государственное устройство, право;
— научится отстаивать свои права;
— знать, как сохранить свое здоровье;
— знать психологию отношений, уметь создать и сохранить семью;
— уметь зачать, родить и вырастить ребенка;
— знать, как правильно выбрать профессию;
— уметь находить, усваивать и применять нужные в жизни знания.
И, наверное, это еще — не полный список.

Чтобы успешно усваивать новый материал, нужны соответствующие условия. Обучение, это — вид работы, а для всякой работы нужны подходящие условия. Сегодня никто об этом не думает. Невозможно успешно учиться, если голова школьника забита другими важными для него делами. Школьник, это — не робот, в который можно загрузить программу. У каждого человека есть сиюминутные приоритеты, которые для него не менее важны, чем учеба. Также, как невозможно, по дороге из школы домой, решать математическую задачку, также, как невозможно читать учебник, когда хулиганы приставили нож к горлу, также и невозможно учиться, когда дома мешает пьяный папа или больная бабушка, приставучая сестра или просто нет желания. Вы хотите, чтобы школьник сам решил все эти проблемы, ради какой-то далекой и ставшей, для него, уже эфимерной цели выучиться на специалиста?

Учатся только те, у кого в душе есть интерес, и кому ничего в жизни не мешает. А такие случаи не настолько распространены.

Чтобы школьнику ничего не мешало приступить к усвоению знаний, необходимо решить следующие вопросы:
— решить вопросы с его сверсниками-противниками;
— решить вопросы по взаимоотношению с друзьями;
— решить вопросы самоуважения, ребенок должен чем-то гордиться — родителями, родственниками, своей красотой, квартирой, машиной родителей, знакомыми и т.п.;
— обеспечить место, инструменты и покой;
— увлечь ребенка учебой.

У школьников нет поддержки профессиональных психологов, которые должны были бы интеллектуально помогать ребенку справиться с его пролемами. У части школьников родители не могут обеспечить получение школьником знаний — они не обеспечивают детей ни материально, ни интеллектуально.

Сегодня, ребенок вынужден продираться сквозь существующие проблемы самостоятельно. По плечу ли это ему самому?

Нет системы обеспечения получения знаний. Существующая система непрофессиональна. Считается, что человек должен выучиться, чтобы быть успешным в жизни. Однако, такой идеализм придумал какой-то там наверху ограниченный карьеризмом чиновник. Не у каждого школьника уровень понимания ситуации находится на таком же уровне. В реальности, школьники живут своей жизнью, которая существенно отличается от несуществующего иделала. В жизни видно, что хорошо прожить можно и без учебы, была бы «волосатая лапа», кому-то милее физическая сила, кому-то своя красота… Кроме того, уровень способности к усвоению материала неодинаков, однако, и это не учитывается, ведь подразумевается, что впихнуть в голову ученика нужно всю программу.

Важен и другой фактор. Не в каждый жизненный интервал можно успешно вложить в человека знания. Зачем заставлять проходить в школу каждый день человека, если он не учится? Пускай пойдет поработает, пускай узнает, что без знаний, трудно заработать на кусок хлеба, тогда он сам как миленький побежит за парту. Единственное, что нужно зарезервировать за человеком, это — право получить определенный багаж знаний, может быть нужно обеспечить гражданину лимит часов, которые он может провести в школе в любом возрасте. Ну, не идет у парня сегодня учеба. Пускай пойдет месить бетон на стройку. Через месяцок, он уже и сам сообразит, что лучше учиться, чем туситься. Минимум знаний нужно дать человеку — научить писать, читать и считать, а там, пускай учится, когда ему захочется. Хочет человек, пускай в 40 лет прийдет за школьную парту, понадобилось в 27 освоить географию, пускай учится тогда, когда ему нужно.Мне лично, только в 30 лет захотелось вычить физику и математику.

Методология обучения также ужасна. Для чего учеников заставлять записывать в тетрадку со слов учителя? Что это за рабский труд стенографисток? Что, в современном мире нельзя составить на компьютере нужный конвпект для всего класса и распечатать на весь год? А вместо глупейшего и нуднейшего занятия на уроке — записывать конспект, посвятить время интерактивному усвоению материала, тренингам по его применению и т.п.

Для успешного усвоения материала, требуется создать условия — соответствующую ситему усвоения знаний. Нужно знать потребности школьника и обеспечивать их. Подросток должен погасить в себе все возникающие посторонние желания, все что может отвлекать его от учебы. Детям хочется и погулять и иметь компьютер и гордиться чем-нибудь — родителями, своими успехами. Дети должны иметь условия для занятий — отдельное помещение, тихую обстановку, время, желание учиться.

Желание получать знания тоже нужно стимулировать. Невозможно учится без желания. Кто такое желание пробуждает? Только мама — «выучишь уроки, пойдешь погулять»? Такое условие формирует только желание побыстрее отделаться от домашнего задания, спихнуть его, отвязаться от мамы, ненависть к получению знаний.

Необходим стимул — желание учиться должно рождаться от мысли, что это принесет какую-то пользу. Это могут быть — победа в конкурсе, подарки, деньги, повышение социального статуса и т.п. Сегодняшний ребенок учится через силу, в него запихивают знания угрозами и муштрой.

Не должно быть так, чтобы ученик получал конфетку только за то, что он зазубрит теорему. Крайне необходимо, чтобы школьник понял, что знания должны пригодиться в жизни, что он их умеет применять в сложных условиях с пользой. Бесполезный багаж знаний бесполезен. Дети должны в работе доказывать свои достижения в обучении.

Я считаю, что дети должны начинать работать с детства. Сегодня, все детство ребенка направлено на то, чтобы вырастить из него иждивенца, дармоеда. Вырастая, такие дети становятся огромной обузой для общества и сами получают большие жизненные проблемы.

Существующая школьная система ужасна. Она не учит самостоятельности школьника, она прививает нелюбовь к учебе, она не дает жизненно-важных знаний.

Важной проблемой являются также и плохие учителя. Кто-то сидит на маленькой зарплате и не хочет работать, кто-то — «аксакал», вжился в коллектив и его некому выгнать и указать на его непрофессионализм, кто-то — перекати поле и т.п. У нас, так же, как для учеников нет стимула учится, также и для учителей нет полного стимула хорошо преподавать. Единственное, что теоретически должно обеспечивать хорошее качество работы преподавателей, это — завуч и директор. У них свои заботы, которые не полностью совпадают с целью обеспечить учащихся качественным препоаванием. У начальства кучас своих меркантильных интересов, которые им роднее, чем интересы учеников. С учениками, родителями, минобразованием начальство может решать вопросы опосредованно. Застваить учителя качетсвенно работать сложнее, чем отбрехаться от раздичных жалобщиков. А что в идеале должно обеспечивать хорошую работу учителя? Да сами ученики и их родители. Необходимо обеспечить пряму систему влияния потребителей услуг на школьных работников. Низа должны иметь возможность напрямую выгонять плохого учителя с работы. И не нужно этого бояться. Уже одна мысль, что классный совет может выгнать преподавателя, заставит того постоянно повышать свое мастерство. В противоположность сегодняшней системе, когда учитель должен уметь маневрировать среди учительского состава, не ссориться с начальством. понятно, что качество обучения стоит уже после всех этих его первостепенных задач.