Защита утверждает: невиновны

«Невиновны»- таков общий вывод защиты подсудимых, проходящих по «Болотному делу». Адвокаты выступали во вторник с речами в Замоскворецком суде Москвы, где продолжаются прения сторон.

Ранее прокуроры потребовали приговорить всех подсудимых к длительным срокам лишения свободы, заявив, что считают доказанной их вину в участии в массовых беспорядках и в применении насилия по отношению к сотрудникам полиции во время событий 6 мая 2012 года на Болотной площади в Москве. Защита заявляет о недоказанности не только совершения преступлений, но и самого факта массовых беспорядков.

Сегодня к прениям подключились защитники подсудимых. Первым выступил адвокат Степана Зимина Максим Пашков. Большую часть своей речи он посвятил вопросу о так называемом «излишнем вменении». По мнению Пашкова, прокуроры намеренно добавили к обвинениям по 212-й статье (участие в массовых беспорядках) статью 318, предусматривающую наказание за применение силы по отношению к представителю власти. Насилие, говорил Пашков, и есть составная часть массовых беспорядков. Впрочем их, по мнению адвоката, не было, поскольку ни один из допрошенных свидетелей не подтвердил, что видел хотя бы один из признаков массовых беспорядков.

Адвокат Максим Пашков дал оценку и обвинению его подзащитного Степана Зимина в переломе пальца сотруднику ОМОНа Денису Куватову. Следствие утверждало, что палец был сломан от удара куском асфальта, который бросил Зимин. Однако, судя по показаниям Куватова, данным во время слушаний, он не уверен, что именно Зимин бросал камень, попавший ему в руку, а это, по словам адвоката Максима Пашкова, порождает неустранимые сомнения в пользу его подзащитного. Кроме того, судмедэксперты заявили, что от попадания камнем Куватов не мог получить такой перелом пальца, и вообще камни из толпы полетели уже после того, как Степана Зимина задержали. Словом, фактов, подтверждающих обвинение, нет. В этих условиях приговорить Зимина к пяти с половиной годам лишения свободы, как того требуют прокуроры, «абсурдно и жестоко». Это убеждение своего коллеги разделил и второй адвокат Зимина — Сергей Панченко, обративший внимание суда и на то, что фактически омоновец Куватов опознавал не того, кто кидал камни, а того, кого сам и задерживал.

Адвокат Алексей Мирошниченко также раскритиковал обвинение, выдвинутое против его подзащитного Алексея Полиховича, отметив, что фактически Полиховичу вменяется ношение медицинской маски и попытка освободить задержанных (он, по словам свидетелей, дергал полицейских за руки), а не участие в беспорядках, которых к тому же не было. А вот сильная давка была. К тому же неадекватные и незаконные действия полиции вынудили людей обороняться. Наконец, Полиховича судят за то, за что он уже был наказан в рамках административного производства, то есть фактически дважды за одно и то же. Все это Алексей Мирошниченко, обращаясь к судье Никишиной, просил оценить «по справедливости», помня, что «над судьями тоже будет суд».

О повторном привлечении к ответственности, а также о недоказанности преступления говорил и адвокат Александры Духаниной и Дениса Луцкевича Дмитрий Дубровин. Он отметил и необоснованную жестокость полицейских, проявленную на Болотной площади 6 мая 2012 года. «Людям, пришедшим на мирный, согласованный с властями митинг, в итоге пришлось защищать свою жизнь и здоровье», — сказал Дмитрий Дубровин.

В свою очередь общественный защитник Александры ДуханинойДмитрий Борко обратил внимание на видеозаписи событий 6 мая, которыми, по мнению обвинителей, подтверждаются преступления, совершенные подсудимыми. По словам Борко, следователи и прокуроры увидели на них то, чего вовсе не было.
«Это либо невменяемость, либо преступная фальсификация доказательств», — сказал защитник.

Так, например, в протоколе к видеозаписи говорится о том, что Андрей Барабанов замечен среди «прорывающихся людей», хотя на видео этого нет. Или вот: прокурор разглядел на видеокадрах, что Александра Духанина «делает движение рукой в сторону полиции», но при этом умолчал о летящем в нее файере. И подобных нестыковок и умолчаний, по словам Дмитрия Борко, множество. «Очевидно, что демонстранты не совершали противоправных действий в отношении полицейских, а вот полиция избивала людей, вклинивалась в толпу, теснила ее так, что это угрожало жизни и здоровью граждан», — говорил адвокат судье.

«Преступлением полиции, чудом не приведшем к трагическим последствиям, благодаря опыту и благоразумию граждан» назвал случившееся 6 мая на Болотной площади адвокат Сергея КривоваВячеслав Макаров. «Людей на митинге били за нежелание расходиться», — заявил Макаров, обращая внимание и на то, что показания омоновцев-потерпевших, которые те давали в суде (как правило, не предъявляя претензий к конкретным подсудимым), разительно отличаются от первоначальных. Это обстоятельство позволило Вячеславу Макарову предположить, что потерпевшими полицейских наугад назначали следователи. Адвокат убежден: его подзащитного Сергея Кривова, как и других подсудимых, следует оправдать.

На этом в слушаниях был объявлен перерыв до 29 января. И, поскольку к концу сегодняшнего судебного заседания в прениях успела выступить половина защитников, можно предполагать, что завтра, после речей остальных адвокатов и последних слов подсудимых, судья удалится для вынесения приговора.

После амнистии, объявленной по случаю 20-летия Конституции России, на скамье подсудимых осталось восемь человек. По мнению гособвинителей, все они заслуживают серьезных наказаний. В ходе прений прокуроры просили приговорить Сергея Кривова и Александру Духанину к 6 годам колонии общего режима, Андрея Барабанова, Степана Зимина, Дениса Луцкевича, Алексея Полиховича и Артема Савелова — к 5,5 годам, Ярослава Белоусова — к 5 годам лишения свободы.