Израиль: vы желаем победы обеим сторонам

Эксперт по Сирии Эяль Зисер: «Мы желаем победы обеим сторонам».

Как сообщают иностранные СМИ, в ночь на воскресенье израильские ВВС нанесли ракетно-бомбовый удар по территории Сирии. Объектом атаки стала батарея С-300 российского производства. В программе «Контакт» свою оценку ситуации высказал ведущий израильский эксперт по Сирии профессор Эяль Зисер. Мы предлагаем вам текст этой беседы.

Евгений Сова: Профессор Зисер, я не буду вас спрашивать, кто стоит за атакой. Спрошу иначе. Башар Асад знает, кто стоит за атакой?

Профессор Зисер: Я не знаю, была ли вообще атака. Стоит набраться терпения. В предыдущих случаях проходило два-три дня, и сирийцы первыми заявляли, что Израиль стоит за атакой. В других случаях сирийцы не говорили ни слова, но тогда говорили наши друзья американцы и спешили подтвердить, что была атака, за которой стоим мы. Либо сирийцы скажут, либо американцы. В любом случае в Сирии идет гражданская война, там, что ни день, раздаются взрывы. Поэтому надо просто набраться терпения, ведь секреты рано или поздно выйдут наружу.

Евгений Сова: Так почему иностранные СМИ опубликовали сообщения об атаке? Кого-то же они цитируют, или, возможно, ничего вообще не было?

Профессор Зисер: Нет, что-то было. Был взрыв. Но мы знаем, что там идет гражданская война. Режим наносит удары, повстанцы ведут обстрел ракетами правительственных войск. Из сообщений ливанских СМИ мы знаем, что израильские ВВС были замечены в небе над Ливаном. Слишком много факторов совпадают. Но у арабов не всегда один плюс один получается два, иногда у них получается три. Далеко не за всем, что происходит в Сирии, стоим мы.

Евгений Сова: Да, но согласитесь, что в данном случае слишком много совпадений. Мы знаем, что Латакия — это важный порт, что ранее там были российские ракеты, что, как вы упомянули, в небе над Ливаном были замечены израильские самолеты. Все эти совпадения должны пересечься в одной точке…

Профессор Зисер: Опять-таки мы толком ничего не знаем. Если там что-то произошло, то я думаю, узнаем через день-два. За последние два года, как следует из иностранных источников, Израиль неоднократно атаковал боеприпасы, которые сирийцы пытались передать «Хизбалле». Как правило, этим все ограничивалось. Израиль не атаковал цели в Сирии, отмечая, что он не собирается вмешиваться в сирийский конфликт. Вряд ли это были российские ракеты. Скорее всего речь идет о боеприпасах, которые Сирия собиралась передать «Хизбалле».

Евгений Сова: Я предполагаю, что вы лучше осведомлены о происходящем в Женеве на переговорах по Сирии, чем о событиях непосредственно в Латакии? Возможно, переговоры в Женеве имеют отношение к удару по Латакии?

Профессор Зисер: Вряд ли в Женеве был какой-то прорыв. Если там что-то и было, то скорее всего переговоры на грани срыва. Есть режим в Дамаске, который не готов уступить власть, и есть оппозиция, которая тоже не готова уступить и требует отставки Асада. Ситуация непростая. Это кровавая ничья. Режим не может одолеть оппозицию, а у оппозиции не хватает сил одолеть режим. Международное сообщество пыталось что-то сделать. Россия хотела сыграть роль главного посредника, как это было в истории с химическим оружием. США чувствуют, что им тоже надо что-то сделать, как-то оправдаться в связи с гуманитарной катастрофой. В Сирии ничего не происходит. Решили собрать комиссию, но она вряд ли что-то даст. Дипломатические усилия здесь не принесут результат.

Евгений Сова: А пока, я так понимаю, в Сирии появился новый серьезный игрок — это «Аль-Каида». Может, представителей «Аль-Каиды» нужно пригласить на переговоры в Женеву?

Профессор Зисер: «Аль-Каида» появляется везде, где есть хаос и анархия. Она использует эту ситуацию. Так было в Ливии, Ираке, Йемене, на Синайском полуострове, так происходит в Сирии. Режим утратил контроль над территорией. Опозиция слишком слаба, чтобы перехватить контроль в свои руки. Есть очень много фанатиков, которые хотят принять участие в переделе власти. «Аль-Каида» захватила целые зоны, и у режима нет возможности вернуть себе контроль. Кроме того, есть слишком много религиозных фанатиков «Аль-Каиды», которые действуют в разных районах страны. Все они хотят участвовать в священной войне против власти. Речь идет о десятках тысячах повстанцев по всей стране.

Евгений Сова: Это же целая армия. Нам это не угрожает?

Профессор Зисер: Одни говорят, что речь идет о пяти тысяч боевиков, другие говорят, что в Сирии их около 30 тысяч — проверить трудно. Причем многие из них как раз находятся на наших границах. Сейчас они занимаются сирийским режимом, но мы, исходя из опыта на Синае и действий «Аль-Каиды» против египетской армии, знаем, что она может действовать параллельно. «Аль-Каида» мечтает столкнуть нас с сирийским режимом и с «Хизбаллой», чтобы мы убивали друг друга. Когда шииты убивают евреев, а евреи шиитов, «Аль-Каида» торжествует.

Евгений Сова: Когда человек хочет заглянуть в будущее — он идет к астрологу. Когда наш премьер-министр хочет узнать будущее на сирийском фронте — он идет к таким востоковедам, как вы. Что будет в Сирии, скажем, через год? Какой прогноз вы ему можете дать?

Профессор Зисер: Эта война ни к чему не приведет. Все, кто полагал, что Башар Асад погибнет и потеряет власть в считанные дни, ошиблись с оценкой.

Евгений Сова: Так в свое время говорил министр обороны Эхуд Барак!

Профессор Зисер: Да, Барак говорил это. Асад никуда не денется. Кровавая ничья в Сирии будет продолжаться. Я с осторожностью могу предположить, что он так и будет выживать, и любая его победа — это поражение повстанцев. Повстанцы не могут сплотиться, у них нет единого командования, поэтому я не вижу, что они победят Асада.

Евгений Сова: Я хочу разобраться. С одной стороны, все говорят, что сирийская проблема должна быть решена между Россией и США. Тогда при чем здесь Асад? Почему русские не могут разрешить этот вопрос с американцами? Или все-таки от Асада многое зависит?

Профессор Зисер: Прежде всего это проблема внутри Сирии. Да, в войну в Сирии вмешаны многие международные факторы — Россия, Саудовская Аравия, «Хизбалла» и так далее. Но нельзя забывать, что в первую очередь это война сирийцев против сирийцев. И если им придется решать свою проблему, то никто, кроме самих сирийцев, ее не решит — ни США, ни Россия. Россия хочет непременно оставить у власти Асада, но даже с ее помощью Асад не может одолеть повстанцев.

Евгений Сова: Асаду не выжить без помощи России?

Профессор Зисер: Вряд ли. Асаду будет очень трудно прежде всего без экономической, военной и политической помощи, которую ему оказывают русские. Он не сможет продержаться долгое время. С другой стороны, не исключено, что, если ему удастся улучшить свое положение, он может в какой-то момент действовать даже без России. Но пока это не то, что происходит в Сирии.

Евгений Сова: Да, но с другой стороны, помощь России не позволяет Асаду одолеть повстанцев.

Профессор Зисер: Абсолютно верно, русской помощи Асаду недостаточно. Против режима воюет половина сирийцев. Подобное восстание невозможно ликвидировать с помощью оружия. Это помогает Асаду выжить, но не победить. Такая же ситуация у повстанцев. Американская поддержка не позволяет им одолеть Асада. Если так будет продолжаться, то они просто будут убивать друг друга.

Евгений Сова: Тогда классический вопрос — что хорошо для евреев?

Профессор Зисер: Знаете, есть два еврея — три мнения. Вот и здесь мнения разделись. Одни говорят, что Асад — это известное зло. Но он все же наименьшее из зол по сравнению с «Аль-Каидой». На фоне банд лучше поддерживать Асада. Другие говорят, что Асад является союзником «Аль-Каиды» и «Хизбаллы» и его падение будет тяжелым ударом по Ирану, особенно по ядерной программе Тегерана, и для Израиля будет хорошо, если он лишится власти. Пока же мы желаем обеим сторонам победы.

Евгений Сова: В последнем мы точно согласны: пусть в Сирии победят обе стороны. Профессор Зисер, большое спасибо за участие в программе.