Почему кремль не реагирует на нарушения прав человека в Чечне

Федеральный центр ни разу не отреагировал на сообщения о нарушениях прав женщин в Чечне, и это свидетельствует о том, что Кремль такая ситуация устраивает, считает директор центра правозащитной организации Human Rights Watch по Европе и Центральной Азии Рейчел Денбер.

Такое мнение Денбер высказала на состоявшейся 10 марта в Москве пресс-конференции, посвященной докладу об ущемлении прав женщин под названием «Женщина должна знать свое место: Насаждение исламского «дресс-кода» для женщин в Чечне».

По мнению Рейчел Денбер, в Чечне женщины подвергаются насилию, их заставляют носить платок и соблюдать так называемые «законы скромности». При этом тема платков. как отмечает Денбер, важна не только в российском контексте.

«Humah Rights Watch как глобальная организация занимается этой темой в разных странах. И в Индонезии, и в Афганистане, и в Судане. Мы показываем, как эта политика сказывается на ситуации с правами женщин, — отметила она. — Причем речь о платках идет не только с точки зрения принудительного ношения. Но и, напротив, в ряде европейских стран государство запрещает женщинам носить головной убор, платок, хиджаб в государственных и учебных заведениях. Эта практика также идет в разрез с международными правами человека».

Любое государство обязано гарантировать право на свободу совести, самовыражения, вероисповедания и личной автономии женщин

HRW, по словам Рейчел Денбер, никакой позиции не занимает. «Мы выступаем как против политики принуждения женщин надевать платок, так и против требования тотального запрета на платок, — подчеркнула она. — Наше дело — указывать государствам на то, что они обязаны гарантировать право на свободу совести, самовыражения, вероисповедания, личной автономии женщин».

Как уже сообщал «Кавказский узел», этот доклад правозащитники посвятили своей убитой в Чечне коллеге, правозащитнице Наталье Эстемировой. Именно Наталья, по словам Денбер, впервые заговорила о давлении на женщин на предмет ношения платков. «Она очень хотела, чтобы мы занялись этим вопросом. Мы бы работали над данной проблемой вместе, если бы она была жива», — отметила Денбер.

Правозащитница также подчеркнула, что в этой ситуации «очень важна позиция Кремля, федерального центра России». «Они ни разу не отреагировали на сигналы бедствия отсюда, похоже, что их все устраивает», — считает Рейчел Денвер.

Представитель правозащитного центра «Мемориал», руководитель комитета «Гражданское содействие» Светлана Ганнушкина рассказала, что в ходе одной из правозащитных программ по медицинской линии в Москву с ребенком приезжала одна из женщин, которая занимает достаточно высокий пост в Чечне.

«Ее имя называть нельзя — опасно. Она чуть ли не плакала, когда рассказывала о том, что в любой момент к ней в кабинет могут ворваться вооруженные люди и начать проверку одежды — наличие платка, длину юбки и рукавов. Это абсолютно, вопреки насаждаемому Кадыровым и его окружением мнению, не соответствует чеченским традициям», — отметила Ганнушкина.

Согласно традиционному чеченскому кодексу, никто не вправе унижать женщину. Здесь же мы имеем какое-то средневековое представление о женщине как о сосуде зла

Как подчеркнула правозащитница, замечание женщине может делать только старший в чеченской семье семье — отец муж или брат, а в крайнем случае — старейшины, «которые обращаются пять-таки к отцу, мужу, брату». «Это же очень деликатный вопрос, традиционный чеченский кодекс — очень аккуратный. При этом, согласно ему, никто не вправе унижать женщину, — отметила она. — Здесь же мы имеем какое-то средневековое представление о женщине как о сосуде зла».

В Чечне, по мнению Ганнушкиной, есть и другие больные вопросы в отношении женщин. «Кадыров недавно запретил похищать невест. При этом в итоге покалеченным на показательном случае предотвращения похищения оказался молодой человек, где все происходило просто по традициям, по обоюдному согласию. И в то же время, согласно негласному закону или из-за естественного страха, ни одна девушка не имеет права отказать человеку из кадыровского окружения».

Руководитель комитета «Гражданское содействие» также отметила, что, по данным МВД и прокуратуры, конкретных жалоб от местных жителей нет. «Их нет, потому что все боятся, — уверена Светлана Ганнушкина. — Компетентные органы обязаны расследовать всю эту ситуацию. И Медведев, который призывает к исполнению закона, просто должен одернуть Кадырова. Однако в то, что происходит в Чечне, Кремль не вмешивается, это безусловно неправильно и говорит об общей ситуации в России с правами человека».

По словам автора доклада, директора московского бюро Humah Rights Watch Татьяны Локшиной, когда Наталья Эстемирова только подняла эту тему об ущемлении прав женщин, не все понимали ее важности, говорили, что в Чечне гораздо более страшные проблемы — похищения, пытки. «Наталья же настаивала на том, что это очень важно. И это несомненно так. Ведь речь идет о практике, которую продвигают российские власти и которая идет полностью в разрез с российским законодательством и не соответствует российским обязательствам в сфере прав человека», — подчеркнула она.

Локшина напомнила, что «заявление о том, что женщина должна знать свое место», Рамзан Кадыров сделал еще в 2006 год, «когда он укоренился во власти, но еще не был главой республики». «Тогда он заявил, что, по его мнению, пользоваться мобильными телефонами молодой девушке постыдно с нравственной точки зрения, она может тайком звонить мужчинам и назначать свидания. На это моментально отреагировали представители чеченских силовых структур, которые начали вырывать на улицах у женщин мобильные телефоны. В 2007 году женщин, после заявления Кадырова, перестали пускать с непокрытой головой в государственные учреждения, и я помню тот момент, когда вдруг внезапно все дикторши на телевидении оказались в платках», — рассказала директор московского бюро Humah Rights Watch.

Женщина без косынки в Грозном теперь редкость, однако многие из них надели эти платки, чтобы защитить семью. Иначе у всех будут проблемы

По ее словам, с этим много раз сталкивалась и Эстемирова: «ее не пускали без платка, были скандалы». «А со временем данное правило распространилось и на места общественные, и на учебные заведения, и даже на улицы, — вспоминала Локшина. — Женщин начали запугивать как некие представителя муфтията, так и силовики, и теперь женщина без косынки в Грозном — это редкость. Причем, по словам тех, кто эти платки надел, они сделали это, чтобы защитить семью, иначе у всех будут проблемы. Был обстрел женщин из пейнтбольных ружей, угрозы жизни. Виновных так и не наказали, а Кадыров обещал их даже наградить».

Это, по мнению правозащитницы, является поощрением абсолютно противоправной практики, однако, федеральный центр по данной проблеме не сделал фактически ничего. «По крайней мере, публично Кадырову не было высказано никакого замечания, — говорит Татьяна Локшина. — Таким образом, Кремль молчаливо потворствует той политике, которую проводит глава Чечни в отношении женщин. Генеральная прокуратура связалась с республиканскими органами и попросила их разобраться в ситуации с якобы произошедшими обстрелами из пейнтбольных ружей. Но на местном уровне так называемое расследование ни к чему не привело».

«При этом есть видеоролик, где видно, как женщин обстреливают краской, — продолжает автор доклада. — Никто из них не жалуется в правоохранительные органы, все боятся. Жалобу в свое время хотела подать Эстемирова, чтобы как-то обнародовать происходящее, обратиться к закону, но не успела».

Эта ситуация, по мнению Локшиной, недопустима. «Кремль должен изменить эту практику, которая не соответствует российскому законодательству. Надо ввести ситуацию в нормальное русло. В Чечне многое происходит по неписанному закону именно Кадырова», — уверена она.

Напомним, что в июне прошлого года «Кавказский узел» первым сообщил о том, что десятки женщин на улицах Грозного были обстреляны из пейнтбольных ружей. Позднее эту информацию подтвердили в Правозащитном центре «Мемориал» и HRW.

Примерно в это же время в Гудермесе на столбах появились объявления, призывающие чеченских девушек носить платки. «Одумайтесь! Сегодня мы вас обливали краской. Это всего лишь предупреждение. Не заставляйте нас прибегать к более жестким мерам!» — говорилось в расклеенных листовках.

Кроме того, в августе 2010 года сообщалось о нескольких случаях, когда группы молодых людей останавливали на улицах девушек и женщин, которые, по их мнению, одевались «неподобающе», при этом, порой, публично унижая и оскорбляя их за внешний вид, а в ряде случаев дергая за одежду и хватая за руки.

В свою очередь глава Чечни Рамзан Кадыров, комментируя инциденты с обстрелом женщин без платков пейнтбольными шариками, заявил, что не знает, кто именно этим занимается, но если бы знал, то только поблагодарил бы организаторов таких акций.