Города сливают, поселки поглощают

Правительство Московской области укрупняет подмосковные города, чтобы сократить штат чиновников. Но пострадает местное самоуправление.

В прошлую среду в подмосковном Дзержинском ушел в отставку мэр. Его уход никак не связан с тем, что область решила объединить город с соседними Котельниками, — это специально подчеркнул зампред правительства Московской области Михаил Кузнецов. Экс-мэр Алексей Плешаков утверждает противоположное: «Я считаю, что объединение двух городов может быть только при полном согласии жителей. Но референдум провести законодательство не позволяет, а досрочные выборы главы послужат площадкой для обсуждения».

Референдум, впрочем, дзержинцам не позволяет провести не столько законодательство, сколько областные чиновники. В начале декабря мэр вместе с Советом депутатов назначили референдум по вопросу объединения — и сейчас же глава Мособлизбиркома Ирек Вильданов пригрозил подать на депутатов в суд. «Референдум об объединении двух городов Московской области — Дзержинского и Котельников — объявлен незаконно и дискредитирует саму идею административной реформы, умышленно либо по глупости», — заявил он агентству REGNUM. Правда, в законе «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ» есть закрытый перечень тем, запрещенных для местного референдума, — и темы объединения городов там нет. И все же под давлением избиркома и прокуратуры, опротестовавшей решение Совета, референдум отменили.

Слияния и поглощения

«У нас очереди в детские сады для трехлетних малышей ликвидированы. Недавно такой прекрасный детский сад построили — я нигде таких не видел», — рассказывает мне чиновник горадминистрации Дзержинского. Я позвонила только для того, чтобы узнать телефон ушедшего мэра, — но мне настойчиво внушают, что слияние с менее благоустроенными Котельниками может разрушить благополучие города. В Котельниках много мигрантов, зато мало детских садов, школ, медучреждений, на которые в результате слияния вырастет нагрузка — в этом убежден весь город. Жители, мнения которых не спросили, вышли на протестный митинг и собирают подписи против объединения: собрано больше двух тысяч. У Дзержинского долгая история независимости: в свое время он вышел из состава Люберецкого района как раз при помощи референдума. И сдавать позиции здесь не хотят.

Пока дзержинцы митингуют, губернатор Воробьев говорит, что слияния городов должны проходить с учетом мнения жителей, а референдум называет одним из способов это мнение узнать — эти его слова приводит подмосковное радио «Посад FM». «Необходимо объяснить людям, для чего мы это делаем, почему мы это делаем и какой результат от этого будет», — так он выразился, когда сообщал о будущей административной реформе главам поселений 1 ноября.

Реформа — большой проект правительства Московской области, с его помощью хотят сократить число чиновников, чтобы сэкономить деньги для жителей. За последние 9 лет количество чиновников в области действительно выросло чудовищно: в 41 раз. Но цифра перестает быть пугающей, если учесть, что с 2003 года, когда приняли нынешний закон «О местном самоуправлении», в Подмосковье вместо семи самостоятельных поселений стало 177 сельских и 111 городских — это результат предыдущей административной реформы. Тогда-то и появились у каждого поселка свой глава, своя исполнительная власть, свой Совет депутатов. Теперь эту автономию, похоже, забирают обратно.

Скоро процедуре укрупнения подвергнется множество городов Подмосковья. Так, Мытищи, Люберцы, Красногорск, Коломну, Серпухов, Наро-Фоминск, Щелково, Истру сольют в единые городские округа с районами, центрами которых они являются. В Можайске, Кашире и Солнечногорске произойдет передача власти на районный уровень, в единое целое планируют срастить Королев и Юбилейный, Подольск и Климовск. И это неполный список.

Сократить стремятся чиновников, но пострадает местное самоуправление. Отдавая город под управление района, вместе с полномочиями ему передают и соответствующие статьи бюджета. Город Кашира, например, в результате реформы окажется в финансовой дыре, переживает местный депутат Любовь Копач: Каширский район, которому губернатор хочет передать городскую власть, почти банкрот, на нем висит огромный долг. К тому же, по сведениям депутата, в результате реформы администрацию города лишь присоединят к администрации района, но чиновники останутся на своих местах. Более того, уже известно, что городской отдел культуры и спорта, передав району, превратят в управление, а из-за этого штат только раздуется.

Есть полномочия, нет средств

«Все упирается в финансы», — подтверждает депутат из Сергиева Посада Сергей Крыжов — город, возможно, тоже ждет передача полномочий в район. Даже сейчас у глав поселений много полномочий, но зачастую не хватает средств для их реализации. Местная власть зависима от области, у которой в руках прекрасный рычаг — бюджет. Теперь же не будет ни денег, ни полномочий. Между тем председатель комитета по местному самоуправлению в областной думе Александр Наумов убеждает, что административная реформа — закрепившееся неправильное название. Правильное — «совершенст-вование организации местного самоуправления». Он уверен, что соединить дотационные поселения вместе нужно, это улучшит положение каждого из них: «Около 80 населенных пунктов не могут себя обеспечить».

Реформа необходима, согласен журналист Георгий Янс, хорошо разбирающийся в проблемах Подмосковья. «Такое количество муниципальных образований — это немыслимо. Какой смысл давать деревне в три тысячи жителей экономическую и политическую самостоятельность? У них будет больше возможностей в рамках городского округа. Но так, как реформу пытается проводить Воробьев, — это профанация». Объединение соседних городов или поселков может иметь смысл, считает он, так как не требует больших затрат. Но в результате объединения городской и районной администраций начнется путаница: останутся два независимых Совета депутатов, которые будут принимать два разных бюджета и требовать, чтобы слитая воедино администрация исполняла оба предписания. «В Одинцовском районе сократили штатное расписание чиновников на 100 человек без всякого объединения — просто оптимизация штатного расписания», — добавляет он.

Областная администрация так толком и не объяснила выгод от своей реформы. Нет ни расчетов, ни статистики, открытых для публики, ни четкого плана действий: по крайней мере, широкой общественности их не показывают. Стремление Воробьева, декларируемое им, провести реформу открыто, с объяснениями и учетом всех мнений, явно проваливается. «Есть умозрительное заключение: если объединить, вроде будет лучше. Клич кинули, а аргументов и цифр никто не привел», — говорят местные депутаты. «Губернатор четко сказал, что выгода будет существенной. Здесь мы говорим о миллиардах рублей», — так отвечает Наумов на вопрос о том, есть ли подсчеты и выгоды от слияния городов.

«На протяжении десяти лет я наблюдаю, как руководство области стремится противодействовать местному самоуправлению, — продолжает депутат Крыжов из Сергиева Посада. — Понятно, что тогда легче управлять. Чтобы договориться с 300–400 руководителями муниципальных образований — одни методы нужны. А когда у губернатора всего 30–40 глав — их можно хоть поименно на ковер вызывать».