Жестикуляция при разговоре может изменить наши мысли

Иногда почти невозможно разговаривать или рассказывать о чем-то, не используя жестикуляцию, которая отражает образ наших мыслей. Жесты являются визуальным ключом к нашим мыслям, и новая теория утверждает, что мы даже способны изменить свои мысли, при помощи жестикуляции.

Ученые психологи из Университета Чикаго Сиан Бейлок (Sian Beilock) и Сьюзэн Голдин-Мидоу (Susan Goldin-Meadow) свели вместе две линии исследования: Бейлок выясняла то, как действие влияет на мышление, а Голдин-Мидоу изучала влияние жестов. Вместе они исследовали то, как жестикуляция влияет на ход мыслей.

В качестве эксперимента, опубликованного в журнале Association for Psychological Science, Бейлок и Голдин-Мидоу предложили добровольцам логическую игру под известным названием Башня Ханой. Это игра, в которой нужно перемещать диски с одного стержня на другой. После того, как участники завершили перемещение дисков, их пригласили в другую комнату и попросили объяснить или описать, как они это делали. (Фактически объяснить это невозможно, не используя жестикуляцию.)

«Жест является особым случаем действия. Вы можете подумать, что он не имеет большого значения, поскольку у него нет прямого влияния на мир» – сообщила Голдин-Мидоу. Но она и Бейлок считают, что жесты могут действительно иметь прочное влияние на мышление, «поскольку жестикуляция во время рассказа о действии требует от вас мысленного представления этого действия».

В статье, опубликованной в журнале Perspectives in Psychological Science, два автора подвели итоги исследования по взаимодействию жестов, действий и мыслей. Жесты конкретизируют мысли, подключая движение к деятельности, которая продолжается в вашем уме.

Исследователи считают, что это могло быть полезным сведением для сферы образования; Бейлок и Голдин-Мидоу использовали подобную методику жестикуляции, с целью помочь детям понимать лучше абстрактные понятия в таких предметах, как математика, физика и химия. «Когда вы говорите об угловой движущей силе и вращающем моменте, вы говорите о понятиях, объяснение которых должны сопровождаться действием» – отметила Бейлок. «Я действительно заинтересована в том, чтобы узнать может ли использование действий или жестов детьми изменить мозговые процессы, протекающих у них тогда, когда они пытаются освоить эти понятия». Но даже в математике, где понятия имеют мало общего с действием, жестикуляция помогает детям изучать и понимать новый материал, поскольку сами жесты скрыты в действиях.