Литовцы построят мост на нашу общую Куршскую косу

Куршская коса — полуостров саблевидной формы отделяющий от Балтийского моря мелководную лагуну с сильно опресненной водой — Куршский залив. Ещё Куршская коса — крупнейшее песчаное тело, входящее, наряду с Хельской и Вислинской, в балтийский комплекс песчаных кос, аналогов которому нет в мире. Она протирается от города Зеленоградска Калининградской области до литовской Клайпеды, всего — 98 километров, российская часть — 48 километров.

На литовской части косы расположен курортный город Неринга. Он возник в 1961 году, когда были административно объединены пять посёлков — Ниды, Алкснине, Юодкранте, Пярвалки и Прейлы. Это единственный город в мире, большую часть территории которого занимает лес, причём лес уникальный. Он… танцует.

Добраться сюда можно только паромом из Клайпеды. Море, сосны, песчаные пляжи и дюны — главная и абсолютно заслуженная гордость Неринги. Отдых здесь выбирают те, кто ищет тишины и покоя, умиротворения и очарования. Это не разбитная и шумная Паланга, это нечто принципиально другое. В 2000 году Куршская коса была включена в Список всемирного природного наследия ЮНЕСКО как один из наиболее красивых и уникальных ландшафтов Европы.

Идея строительства моста или тоннеля на Куршскую косу прозвучала в 2012 году. А в четверг на этой неделе, со второго раза, моста Куршскую косу одобрил совет самоуправления Неринги.

Аргументы в пользу этого решения приводятся такие же, как и у нас в России, когда нужно протащить нужный кому-нибудь проект. Мост выдаётся за средство от несчастных случаев и способ облегчить жизнь местного населения. Указывается также, что мост — гораздо более экологичная коммуникация, нежели паромное сообщение. Паромы посещают Курскую косу 23 тысячи раз в год и сжигают сотни тонн дизельного топлива, загрязняя окружающую среду.

Надо заметить, что на первом заседании совета местного самоуправления идею строительства моста провалили. Члены совета просто сказали, что мост окажет негативное влияние на Национальный парк Куршской косы. Но затем мостопротивников обвинили в том, что их позиция слабо аргументирована.

Бессовестный, на наш взгляд, упрёк.

Наоборот, это аргументы жаждущих моста не выдерживают никакой критики. Паромы используют дизельное топливо?.. Так переведите их на газ, это гораздо дешевле моста обойдётся. Хотите облегчить жизнь обитателям Неринги? Но от них жалоб не поступало. Что касается несчастных случаев, то мост через пролив ничуть не менее опасен, чем морское судно. Да и прыгнуть в воду с него так же легко, как с борта парома — только с гарантированным результатом. Статистика несчастных случаев, вряд ли, улучшится.

Кстати, остров Русский вздрогнул, когда знаменитый вантовый мост, построенный во Владивостоке к саммиту АТЭС-2012, открыли для свободного автомобильного движения.

Есть, однако надежда, что решение, выдавленное из совета самоуправления Неринги — не окончательное. Например, у нас, в России, удалось отбить нападение на природу скандально известной компании Транснефть. Она мечтала провести нефтепровод Восточная Сибирь — Тихий океан в курортный Хасанский район Приморского края. Но облизнулась.

Директор литовской Государственной службы охраняемых территорий Рута Башките считает, что мост на Куршскую косу однозначно не нужен:

— Просто это особенная территория, — говорит Бакшите. — Те, кто представляет, что мост увеличит число посетителей на Куршской косе… И этот наплыв посетителей увеличивает опасность для природных объектов и уникальности Куршской косы. Не надо забывать и об обязательствах Литвы перед мировым сообществом. Строительство моста — значительная интервенция в эту территорию.

Можно надеяться также, что Германия одёрнет мечтающих заработать на строительстве моста. Уж очень много в немецкой истории связано с Куршской косой — начиная с бронзового века.