Изменения в «Роснано»: Чубайса выводят сухим из воды?

Но западные партнеры не дадут ему покинуть корпорацию — он уходит в тень, считает Валентин Катасонов.

На днях стало известно, что совет директоров «Роснано» планируетпередать полномочия председателя правления Анатолия Чубайса управляющей компании, которую, впрочем, возглавит сам Чубайс. На данный момент созданная изначально как госкорпорация с огромными бюджетными вливаниями «Роснано» функционирует в форме ОАО (открытого акционерного общества), которое несет ответственность по всем обязательствам. Управляющая компания, в свою очередь, будет создана в форме ООО (общества с ограниченной ответственностью). Предполагается, что она продолжит руководить полностью государственной ОАО «Роснано» и управлять бюджетными средствами. Доктор экономических наук руководитель Русского экономического общества им. С.Ф.Шарапова, профессор МГИМО Валентин Катасонов поделился с Накануне.RUсвоей оценкой экономической и политической деятельности «наноинноватора» Анатолия Чубайса и структурных изменений в «Роснано».

Вопрос: В чем, на Ваш взгляд, состоит значение изменений в «Роснано», это «зачистка» от Чубайса или перевод его на более безопасное место без потери им властных полномочий?

Валентин Катасонов: Теперь меняется структура управления «Роснано», появляется некая управляющая компания, которая будет управлять активами «Роснано». Это по аналогии с тем, как «Норильский никель» управляется группой «Интеррос». Я пока не могу сказать, кто стоит за этой схемой, за этими рокировками. Не секрет, что финансовые результаты «Роснано» вызывают большие вопросы и большое удивление. Проводилось аудирование «Роснано» по линии Счетной палаты. Счетная палата выявила серьезные, мягко выражаясь, недостатки, фактически большие потери. Потом было выявлено, что фактически «Роснано» занимается неуставной деятельностью — управлением финансовыми активами. Я еще в прошлом году сказал себе мысленно, что, наверное, Чубайсу надо уходить. Скорее всего, он уже и сам готовится к тому, чтобы не доводить дело до скандала и выйти сухим из воды. Мне трудно сказать, почему он все-таки сохраняет связь с «Роснано». Понятно, что его личная ответственность уменьшается, когда он не напрямую, а опосредованно будет управлять компанией «Роснано». Но, видимо, Чубайс имеет достаточно серьезные обязательства и серьезные заявки с западными партнерами, и понятно, что, если передавать управление «Роснано» любому другому человеку, то это чревато серьезными сюрпризами, неожиданностью для анонимных западных партнеров Чубайса. Поэтому, скорее всего, Чубайс и хотел бы отползти в сторону от «Роснано», но это в России он выглядит как человек независимый, а по отношению к финансовой олигархии Запада он человек зависимый. Я думаю, что ему была дана команда не покидать тот самый корабль, который, хотя и не тонет, но находится в критическом состоянии.

Вопрос: Путин не раз заявлял, что Чубайс лезет в политику и по некоторым вопросам является оппонентом президента. Почему президент, в таком случае, не пытается его вытеснить?

Валентин Катасонов: На самом деле, я не вижу, чтобы Чубайс напрямую шел в политику. Другое дело, что опосредованно он, конечно, оказывает финансовую поддержку некоторым оппозиционным либерально настроенным политикам — тем же «болотникам». Я не раз встречал информацию, что «Роснано» переводила какие-то деньги в «болотную оппозицию». Я думаю, что вряд ли Чубайс сумеет добиться каких-то успехов на политическом поприще: слишком фигура одиозная, слишком фигура непопулярная. Поэтому выгоднее использовать Чубайса на теневых должностях. Должностях, которые помогают западным партнерам делать деньги, грабить Россию, с другой стороны, он будет оказывать финансовую подпитку оппозиции. С моей точки зрения, он не стремится, да никто его и не толкает в большую политику.

Вопрос: Во время «прямой линии» с Путиным в апреле прошлого года президент сказал, что в окружении Чубайса работали кадровые сотрудники ЦРУ, которые обогащались в ходе приватизации в России в 90-е годы. Можно ли расценивать это заявление президента как «черную метку» Чубайсу?

Валентин Катасонов: Я бы сказал так: то, что Чубайс работал с сотрудникам Центрального разведывательного управления, сегодня любая домохозяйка и любой пенсионер знает. Слишком много убедительных фактов в пользу этого. Не то, что он использовал это втемную. Я помню эти лихие 90-е годы, когда американцы даже не скрывали, что они наемники спецслужб. Так что, Чубайс прекрасно понимал, с кем он взаимодействует. С моей точки зрения, это некий симптом или сигнал о том, что Путин начинает понимать, что у него другого варианта нет, кроме как начинать борьбу с Чубайсом и всей этой оппозицией, что в общем-то здесь не может быть каких-то компромиссов. В свое время еще Ленин говорил: «Кто кого?». Тут не может быть какого-то мира, компромисса. С моей точки зрения, это, наверное, те ноты, которые прозвучали в сентябре в Валдайской речи Путина. Так что, тут Путин не сделал ни для кого никаких открытий, скорее всего, это некий сигнал даже не Чубайсу, а народу, что надо начинать действительно наводить порядок в стране.