Москва: проект по реализации в школах эффективного учебного плана

С 1 января в Москве запущен пилотный проект по реализации в школах эффективного учебного плана. Бояться или радоваться?

Можно ли учиться достойно, но при этом не просиживать в классе шесть дней в неделю по семь уроков,

а потом дома до ночи с домашними заданиями? Можно. Своими глазами видела, как народный учитель Софья Лысенкова по своей собственной методике давала программу четырехлетней начальной школы за три года, а потом даже за два. Причем без перегрузок, без домашних заданий и без отстающих, задавая своим выпускникам вектор успешности на всю школьную жизнь. И старшеклассники стали все чаще уходить на экстернат. Чтобы подготовиться и сдать выпускные экзамены, не нужно столько времени, сколько требует школа.

В редакцию пришли родители: «У нас языковая школа. Сейчас иностранный — каждый день, шесть раз в неделю. Подготовка очень высокого уровня. Но с нового года школу заставили перейти на эффективный учебный план, а он предусматривает пятидневку. Число часов иностранного языка сокращается. Учителя предупредили, что не будут успевать с программой…»

Номер школы, которую, по словам родителей, выдавливают «на эффективный учебный план», называть не буду, потому что все остальные, с кем удалось поговорить, принуждение отрицают. Да и в приказе департамента образования «О реализации пилотного проекта» написано: «В целях поддержки инициативы руководителей государственных образовательных организаций» приказываю разрешить приступить к реализации… Что же, подставлять тех, кто не сориентировался, что это была их собственная инициатива, которую департамент только «приказал разрешить». Добровольность с применением административного ресурса всем знакома. Особенно сейчас, когда в Москве идет слияние школ. Над частью директоров висит угроза присоединения с потерей статуса самостоятельности, часть уже возглавляют объединенные комплексы — им надо отрабатывать доверие. И столичный департамент, в свою очередь, стремится соответствовать: на федеральном уровне предложено внедрять эффективный контракт для учителя, столица отвечает тоже эффективным, но учебным планом. Правда, эффективный контракт уже окрестили симулякром, не стал бы симуляцией и эффективный учебный план.

Как бы то ни было, 101 столичная школа участвует в проекте. На сайте городского методического центра читаем: «Проект позволит организовать успешную учебу с нагрузкой не более 7 уроков в течение 4 учебных дней в неделю». Такая интенсификация образования, как рассказывает сайт, предоставит детям возможности для самообразования, посещения курсов по выбору, для внеурочной деятельности в пятый учебный день. Для неподготовленного уха это звучит радикально: родители учеников не готовы к такому сокращению учебных часов. Жалко, будто отнимают что-то важное и ценное. Поэтому об эффективности эффективного плана я решила сначала расспросить тех директоров, кто в проекте не участвует.

Евгений Ямбург, директор центра образования №109, член-корреспондент РАО, член общественного совета при Минобре, уверен, что «началка» должна быть на пятидневке, чтобы родители могли проводить уик-энд с детьми. А вот старшеклассников уже непросто затянуть в выходные дни на дачу или в музей, им хочется быть со сверстниками, а это значит — в школе, на занятиях. Хотя занятия — это не обязательно уроки.

Ефим Рачевский, директор образовательного центра «Царицыно», член комиссии Общественной палаты РФ по развитию образования, утверждает, что в этот проект никого насильно не тянули. Главное слово — за управляющим советом, коллегиальным органом ученического и родительского сообщества. А суть проекта — в переходе от экстенсивного обучения к интенсивному. «Будем экономить время школьника», — говорит Ефим Лазаревич.

Его центр не вошел в этот проект: «У нас и так и в «началке» — пятидневка, и в 5–6-х тоже». А в старших — шестидневка, но она выстроена по-другому. Есть дни у старшеклассников, когда они не сидят от звонка до звонка на традиционных уроках. У кого-то в такой день — лаборатория, мастерская, у кого-то в художественной школе — пленэр. «С этими мы пока не уйдем на пятидневку. Они не хотят и родители не хотят, — замечает Рачевский. — И есть еще проблема: мы не умеем давать в ограниченное время системные знания всем. Надо осваивать новые способы работы: модульный вариант преподавания предметов, их интеграцию, погружения. На Западе распространена система перевернутого класса: ученики сами дома осваивают новый материал, а в школе занимаются групповой рефлексией. Но этим и другим приемам интенсивного обучения надо еще учить учителей. В перспективе, лет через 5-6, и мы к пятидневке придем. Очевидно, аудиторная нагрузка, когда ребенок сидит в классе, должна уменьшаться. Но способы освоения знаний не ограничиваются только этим. Есть еще программа «Город как школа», в Москве идет очень интересная программа «Университетские субботы»: все хорошие вузы столицы открыли бесплатно свои двери для школьников — можно работать на кафедрах, в лабораториях, слушать лекции. Возможностей все больше, и задача города — создать условия для их реализации. А ребятам для использования этих возможностей нужна свободная суббота».

Я не унимаюсь:

— Детки из «началки» в субботу с родителями — это прекрасно. Но ведь есть опасность, что старшеклассники вне школы в субботу выберут совсем не университетские лекции.

— Мотивация к учебе у старшеклассников в основном высокая. Им не хватает времени, а те, кто не учится, и так в школу не ходят.

Школа №1944 с углубленным изучением английского языка — одна из пилотных. Директор Вадим Жиравов, член экспертного совета при правительстве РФ, советник руководителя московского департамента образования Исаака Калины, рассказывает, что после новогодних каникул, отработав учебную неделю «по-новому», он поговорил практически со всеми родителями, учителями и детьми. Довольны все. Раньше пятидневка была в начальной школе и одиннадцатых классах. С 1 января на нее перешла вся школа. «Я как директор несу ответственность за качество знаний детей, я родителям гарантировал, что качество мы не потеряем», — говорит Вадим Жиравов.

За 15 лет существования его школы нагрузка по иностранному языку была и пять часов в неделю, и шесть. В обоих случаях дети показывали прекрасные результаты, одни из лучших показателей в городе на ЕГЭ, побеждали на городских и всероссийских олимпиадах. Вадим Юрьевич уверен, что прямой зависимости знаний от количества часов нет. Он напомнил, что начальная школа была у нас и трехлетняя, и четырехлетняя — одна программа давалась с разной интенсивностью, но на качество подготовки учеников это не влияло. Профессионализм учителя, настрой учеников на работу важнее часов. Правда, Жиравов утверждает, что его школа, определив приоритеты, все равно выходит по иностранному языку на те же часы, что и при шестидневке, у школы есть теперь такое право. Важно, что субсидия не сокращена. Москва финансирует сегодня и пятидневку, и шестидневку одинаково. И подушевой норматив в столице высокий: 127 тысяч рублей на ребенка в год в старшей школе и 87 тысяч — в основной.

Как школа будет работать в субботу, она решает сама. И сегодня есть школы, в которых после уроков, уже в три часа, детей не встретишь — сидит один охранник. Зачем такой школе открывать двери в субботу? А есть такие, которые гудят с раннего утра до позднего вечера каждый рабочий день, и в выходные там и дети, и родители, и педагоги. Проводить или нет развивающие занятия, соревнования, массовые праздники, школа решает сама.

Александр Адамский, ректор Института проблем образовательной политики «Эврика», считает, что урочную нагрузку на учеников надо снижать, но учебная при этом будет увеличиваться. Просто учиться эффективно можно не только на уроках. Важно, чтобы уроки сокращали реально, а не «прятали» под другими названиями: факультатив, элективные курсы… Если эффективный учебный план расширит возможности выбора ребенка, позволит построить индивидуальную учебную программу — это будет работать.

Есть еще одно «но». О нем как-то не любят говорить директора. Я зашла в 11-й класс одной престижной московской школы и попросила поднять руки тех, у кого есть репетиторы. По русскому — примерно треть класса, по математике — больше половины. Русский и математика — обязательные для всех ЕГЭ. В 9-м классе в этой школе в этом году будет обязательным ГИА по английскому. Ученикам сказали, что переводить в старшую школу будут с учетом результатов этого экзамена. Так вот, в 9-м классе на вопрос, у кого есть репетиторы по английскому, подняли руки все.

Ну и какая тогда разница, сидеть на уроках шесть или пять дней в неделю, если за знания родители платят дополнительно, и не школе.