«Где взять побережье для москвичей?»

Так называлась наша новость от 04.12.2013. Мы рассказали, что министр регионального развития Игорь Слюняев предложил центробежный вариант расселения жителей нашей страны – вдоль государственных границ и морского побережья. Сегодня в пресс-центре ИТАР-ТАСС прошла пресс-конференция, главным действующим лицом на которой был «наш человек», Андрей Гуськов. Когда-то он работал в Северо-Западном пароходстве, а затем передал свои дела Виктору Олерскому. Сегодня А.Е. Гуськов – председатель Общероссийской общественной организации «Российское переселенческое движение».

Зачем, однако, переселять людей из середины страны на побережье? Первым делом, наверное, затем, чтобы они живой стеной стояли на рубежах Отечества. Но не далее, как во-вторых, – чтобы рыбу ловить. А куда деваться? Хочешь-не хочешь, но основным занятием прибрежных обитателей любых стран всегда было рыболовство. Которое у нас в России теперь приравнено к сельскому хозяйству. Продовольственная безопасность страны не обеспечена, уже почти два десятилетия мы зависим от поставок еды из-за рубежа. Вот Слюняев и подумал…

Участники сегодняшней пресс-конференции подошли к вопросу шире: нужно, вообще, расселять города, проводить деурбанизацию страны. Москву, например, окружить сельхозпроизводящим поясом, где обитать и трудиться станут бывшие жители столицы. Другие крупные перенаселённые города тоже – окружить.

Однако Светлана Барсукова, профессор кафедры экономической социологии Высшей школы экономики рассказала о своём исследовании на средства гранта, предоставленного по распоряжению Президента РФ от 03 мая 2012 года. В ходе исследовательских работ выяснилось, что есть часть городского населения готова переехать жить в село, но только при выполнении некоторых условий.

В таблице, продемонстрированной Светланой Барсуковой, этих условий мы насчитали 16. Не будем перечислять, просто резюмируем: граждане готовы согласиться перебраться на трудовые подвиги в деревню, только если там будут созданы почти все городские условия. Включая льготное жильё и интернет, разумеется. А если нет – то нет. По оценкам леди профессора, таких желающих в стране может набраться около 25 миллионов. Тех, кто ни при каких условиях не согласится покинуть город, почти вдвое больше.

Пришедшие поддержать Андрея Гуськова член Совета Федерации Владимир Плотников и депутат Госдумы Айрат Хайруллин объяснили журналистам, почему результаты опроса столь плачевны. Потому что государство аграрными вопросами и созданием человеческих условий для жизни на селе не занимается. Это не их слова, это наш перевод в телеграфном стиле долгого и подробного плача по умирающей российской деревне.

Барсукова сказала ещё, что надежды учёных на городских безработных, отставников-силовиков и прочих чиновников, как на готовый переселенческий материал, не оправдались. Безработные и работающие согласились (те, кто согласились!) уехать из города, перечислив одинаковые условия.

И вообще, никто не поедет в сельскую местность, если

-уровень зарплаты будет недостаточным;
-если не будет модернизации сельского хозяйства.

Ну, не готов народ всю оставшуюся жизнь дёргать корову за сиськи руками, перепачканными в навозе.

Андрей Гуськов, однако, не обескуражен нисколько. Он намеревается убедить Правительство (в широком смысле этого слова) ликвидировать неравномерность заселения территории страны и диспропорцию в использовании наших природных ресурсов. Нельзя заниматься только тем, чтобы качать нефть и газ. Надо вводить в хозяйственный оборот и земельные, и водные, и прочие ресурсы…

Что ж, успехов нашему бывшему коллеге.

Должны заметить, однако, что отечественная перерабатывающая промышленность с 90-х годов прошлого столетия пытается доказать нашим управленцам, примерно, то же самое. Комиссия Совета Федерации по национальной морской политике (которую вместе с прочими постоянными комиссиями разогнал Сурков), убедила Правительство, что нужно строить суда на территории Российской Федерации. Но пока только бюджетные деньги куда-то уходят. А судов нет, как нет.

И так далее.