Нарушения прав человека по-белорусски

Годовая хроника нарушений прав человека, составленная по материалам независимой прессы, свидетельствует о системном и постоянно осуществляемом давлении на гражданское общество, несмотря на некоторое здесь сокращение фактов репрессий, а также об устрашении номенклатуры, директоров госпредприятий и бизнесменов с помощью арестов и судебных процессов, и удержании населения в состоянии покорности и апатии за счет шоковых технологий.

Смертная казнь. В течение года вынесено четыре смертных приговора (в 2012 году приговорено к смертной казни 2 человека). В апреле Могилевский областной суд приговорил к высшей мере наказания заключенного тюрьмы № 4 Язепчука 1969 г.р. за убийство сокамерника. В июне Гомельский областной суд вынес смертный приговор 25-летнему Александру Грунову за убийство студентки, которой нанес более ста ножевых ранений. В июле Гродненский областной суд приговорил к смертной казни 23-летнего Павла Селюна за умышленное убийство двух лиц, совершенное с особой жестокостью. В ноябре коллегия по уголовным делам Минского областного суда вынесла смертный приговор в отношении 53-летнего гражданина России Эдуарда Лыков, которому инкриминировано пять эпизодов убийств в состоянии алкогольного опьянения.

Жестокое обращение. Некоторые факты жестокого обращения с гражданами в милиции, следственных изоляторах, тюрьмах приобрели общественный резонанс и вынудили правоохранительные органы реагировать в административном и судебном порядке. Так, по делу об избиении Василия Сорочика объявлены выговоры и замечания милиционерам, по делу о незаконных действиях в милиции в отношении Ивана и Богдана Шкурко заведено уголовное дело против милиционеров, по делу об избиении в милиции Владимира Лисунова осужден на шесть лет милиционер, по факту смерти в минском следственном изоляторе Игоря Птичкина заведено уголовное дело. По другим фактам жестокого обращения, получивших широкую огласку, уголовные дела прекращены и виновные не были наказаны.

Ограничения права на защиту имели отношения к лицам, проходящим по громким, так называемым коррупционным делам: модельера Саши Варламова, управляющего делами президента Николая Корбута, чиновника Мингорисполкома Игоря Васильева, заместителя министра внутренних дел Евгения Полудня, директора санатория «Беларусь» в Сочи, гражданина России Георгия Саракашиша, директора Минского мясокомбината Владимира Лазовского, директора Белгосцирка Татьяны Бондарчук, председателя «Белкоопсоюза» Сергея Сидько, генерального директора «Уралкалия» Владислава Баумгертнера, заместителя председателя «Белнефтехима» Владимира Волкова, директора Минского мясокомбината Вдадимира Лазовского, профессоров БНТУ Давыда Кукуя, Владимира Соболева и Александра Чичко, претендента в кандидаты на пост президента Беларуси в 2001 году, предпринимателя Юрия Данькова. Ограничения права на защиту выражалось в нарушениях во время следствия и суда, а также в закрытости некоторых судебных расследований. Демонст ионно-показательное значение, придаваемое властью данным делам, использовалось с целью запугивания номенклатуры, директоров госпредприятий и бизнесменов.

Свобода слова. Власть оказывала давление на независимые СМИ, используя административные, судебные и внесудебные средства. Лишено лицензии на издательскую деятельность издательство «Логвинов», отказано в аккредитации «Еврорадио для Беларуси» и телевизионному каналу Белсат, отказано в регистрации журнала «Arche», отказано независимым изданиям во включении в подписные каталоги. Признан судом экстремистским фотоальбом «Пресс-фото Беларуси – 2011», подан судебный иск на телевизионный канал Белсат. Зафиксирован случай проникновения неизвестными в редакцию «Радыё Рацыя».

Независимые журналисты арестовывались, лишались аккредитации, задерживались, предупреждались за работу на иностранные СМИ и журналистскую деятельность, вызывались в милицию и прокуратуру, не допускались на публичные мероприятия. В то же время прекращено уголовное преследование независимых журналистов Анджея Почобута, Антона Суряпина, Ирины Халип.

Длительные сроки заключения. Политические заключенные. По политическим причинам в тюрьмах, колониях, следственных изоляторах или спецкомендатуре находились: преприниматель Николай Автухович, руководитель правозащитного центра «Вясна» Алесь Беляцкий, активист БХД Евгений Васькович, новополоцкий активист Андрей Гайдуков, лидер МФ Змитер Дашкевич, активист анархистcкого движения Николай Дедок, активист МФ Владимир Еременок, ксендз Владислав Лазарь, активист МФ Эдуард Лобов, бывший узник Площади Александр Молчанов, активист анархистcкого движения Игорь Олиневич, бывший узник Площади Василий Парфенков, активист анархистcкого движения Артем Прокопенко, сопредседатель БХД Павел Северинец, экс-кандидат в президенты Николай Статкевич, активист анархистского движения Александр Францкевич. Им отказывали в досрочном освобождении, лишали в праве на защиту, сажали в карцер, лишали передач и свиданий, не оказывали медицинскую помощь, создавали невыносимые условия. В течение года были освобождены Василий Парфенков, Александр Молчанов, Змитер Дашкевич, Александр Францкевич, Павел Северинец, Владислав Лазарь. К освобожденным из заключения узникам использовались меры ограничительного порядка – домашний арест, превентивный и профилактический надзор, что позволило власти подвергнуть некоторых из них повторному заключению. Численность политзаключенных и узников, лишенных свободы по политическим причинам, оставалась в течение года приблизительно одинаковой, от 9 до 14 человек (в 2012 году — 17 человек). Власть, не пойдя на их освобождение, существенным образом не ослабила давление на оппозицию и гражданское общество.

В течение года было арестовано на краткие сроки 56 активистов гражданского общества (в 2012 году – 87 активистов). Поводами для арестов стали политические мероприятия – митинги и пикеты, социальные, культурно — исторические и правозащитные акции, проходившие в Минске.

По политическим причинам было уволено 20 человек (в 2012 году – 22 человека). Не продлены контракты с профессором Гродненского университета Вячеславом Шведом, доцентом БГЭУ Валентиной Олиневич, профессором Белорусско-российского университета Валерием Березиенко, писателем Андреем Федоренко из газеты «ЛiМ, с врачом-травматологом Иваном Шего из Слонима, активистами независимого профсоюза на предприятия «Гранит» Леонидом Дубоносовым, Олегом Стахаевичем, Николаем Карышевым, Геннадием Павловским, Людмилой Литвинко, Виталием Пашечко, активистами Свободного профсоюза на Борисовском заводе тракторных деталей и агрегатов Дмитрием Курмазом и Дмитрием Соколовским, драматургом Андреем Карелиным, членами независимого профсоюза на Мозырском нефтеперерабатывающем заводе Владимиром Ключниковым, Алексеем Ермаком, Иваном Шабаном, Геннадием и Татьяной Бобровниковыми, заведующим сельского Дома культуры в Слуцке Александром Тумиловичем.

В течение года было оштрафовано 43 активиста (в 2012 году – 73 активиста) за участие в массовых политических акциях, социальных протестах и культурных мероприятиях, посвященных исторической памяти белорусов, за распространение печатных изданий, за нарушение правил превентивного и профилактического надзора.

По материалам Хроники было зафиксировано 57 фактов, касающихся других форм давления на граждан, осуществляющих право на свободу собраний и ассоциаци (в 2012 году – 167 фактов). За участие в политических, правозащитных и культурных организациях и мероприятиях активисты подвергались таким формам давления, как возбуждение уголовного дела, предупреждение, задержание, допрос, беседа, обыск, конфискация, запрет на проведение собрания или пикета, избиение неизвестными и уголовниками, помещение в психиатрическую больницу, вывоз за город освобожденного после следственного изолятора, срыв встречи журналистов с политиком.

В целом население подвергалось запугиванию с помощью так называемых шоковых технологий. Летом противоэпидимические действия против африканской чумы свиней, проводимые во всех регионах страны, привели в шоковое состояние сельских жителей. В сентябре в минском метро проводились учения, информационный вакуум вокруг которых способствовал паническим настроениям среди горожан. С помощью данных мероприятий в сознании миллионов сельских и городских жителей вновь были актуализированы такие настроения, как покорность и апатия.

Нарушение права граждан на смену власти выразилось в избрании только 5 человек от демократических партий в 1331 территориальную избирательную комиссию по выборам в местные советы.

Реакция власти на международные расследования нарушений прав человека в течение года характеризовалась прежней жесткостью. Однако в ноябре на Вильнюсском саммите с белорусской стороны прозвучало предложение о готовности переговоров по облегчению визового режима с Европой и возможности освобождения политзаключенных. Угроза все большей зависимости от России вынуждает власть время от времени вступать в диалог с Западом и адекватно реагировать на международные расследования нарушений прав человека.