Таджики в Росcии: чем обернется льготный режим?

Введение льготного режима для таджикских трудовых мигрантов, о котором было объявлено российскими властями, не только не упростит условия пребывания таджиков в России, но может значительно осложнить их положение в этой стране, считают представители таджикских диаспор.

Российские правозащитные организации заявляют об увеличении в последнее время нападений на таджиков со стороны националистически настроенных группировок в России. В конце прошлого – начале нынешнего года более 10 таджиков с признаками насильственной смерти были обнаружены в Чите, Саратове, Челябинске, Перми и Москве. В интернете появились десятки роликов, со сценами издевательств над иностранными рабочими.

За весь 2013 год, по данным правозащитного центра «Сова», в России были убиты 13 приезжих из Средней Азии, так что, если принимать во внимание эти цифры, то всплеск агрессии налицо.

Между тем таджикско-российские договоренности по мигрантам пока еще не вступили в силу и находятся на стадии ратификации.

«Предвзятое отношение»

«Уже в первые дни после объявления российскими властями о преференциях для таджикских мигрантов произошла серия вооруженных нападений на таджиков: неизвестные закидали камнями таджикский поезд, выросло число выдворенных и депортированных из России таджиков, — рассказал Абдулло Давлатов, председатель Союза таджикистанцев России. — Только в Москве в декабре было совершено пять вооруженных нападений на таджикских граждан».

«Мы можем судить о росте агрессии против таджиков, в том числе по сообщениям в российских СМИ, — добавляет Давлатов. — К нам приходят таджикские мигранты, которые просят помощи и рассказывают о нападениях. После объявления о преференциях их число возросло. У нас есть все основания говорить о связи между этими событиями».

Кроме того, правозащитники говорят об ухудшении отношения россиян к мигрантам.

«Любое преступление, совершенное в России инородцами, влияет на положение таджиков, — отмечает Каримджон Еров, президент российского некоммерческого партнерства «ЭТМОС». — Начинают бороться с преступностью и выдворяют ни в чем не повинных мигрантов. Как только было объявлено, что договоренности о льготном режиме подписаны главами двух государств, – почти сразу увеличилось число депортированных таджиков. Чувствуется предвзятое отношение к нашим гражданам со стороны российских властей».

В конце декабря на юго-западе Москвы было обнаружено обезглавленное тело молодого таджикского мигранта с множественными ножевыми ранениями. В Душанбе считают, что убийство было совершено «радикально настроенной частью населения» на национальной почве.

В МВД России на условиях анонимности сообщили, что одна из версий следствия — убийство на почве национальной неприязни. От дальнейших комментариев представитель российских властей отказался, ссылаясь на тайну следствия.

Бесполезные преференции?

В октябре 2013 года Москва заявила, что готова упростить условия пребывания таджикских граждан в России: таким было одно из условий подписания договора о российской военной базе в Таджикистане.

Предлагалось увеличить срок действия разрешения на работу с одного года до трех лет, а также продлить срок пребывания мигрантов без регистрации с семи до 15 дней.

При этом в Душанбе напоминают, что договоренности начнут работать после ратификации их российской Госдумой.

«Мигранты пока не могут почувствовать их действие», — отметил Иброхим Ахмадов, пресс-секретарь представительства миграционной службы министерства труда, миграции и занятости населения Таджикистана.

Специалисты, между тем, считают, что даже когда соглашение вступит в силу, оно принесет мало пользы мигрантам. Документ, по словам наблюдателей, не решит основных проблем: получения разрешения на работу и изменения системы квотирования рабочей силы в России.

«Таджикско-российское межправительственное соглашение в любом случае нельзя считать прорывом таджикских властей, — полагает Нодира Абдуллоева, координатор программ по трудовой миграции общественной организации «Центр по правам человека». — В условиях, когда в России действует система квотирования, все равно основная масса мигрантов не сможет воспользоваться этими льготами, потому что будет по-прежнему оставаться в тени».

Мой адрес не дом и не улица

Заявления о введении льготного режима для таджикских мигрантов прозвучали на фоне ужесточения общих миграционных правил в России, которые действительны и для граждан Таджикистана.

«Стороны договорились продлить срок для получения регистрации на 15 дней, но это решение не делает особой погоды. Мигранты успевали получить регистрацию и за неделю», — отмечает Каримджон Еров, президент российского некоммерческого партнерства «ЭТМОС».

Согласно новым правилам, иностранным рабочим необходимо, помимо регистрации, получить патент и разрешение на работу – и при этом уложиться в 90-дневный срок. Иначе мигранту придется покинуть Россию, а въехать в нее снова он сможет лишь через три месяца.

«Мигранты в большинстве случаев прописываются по юридическим адресам, то есть это может быть магазин или любое другое нежилое помещение, имеющее адрес», — объясняет Каримджон Еров.

Согласно новым правилам, иностранные рабочие должны жить там, где прописаны, а это не всегда возможно. «Ни один москвич не пропишет у себя иностранных рабочих, потому что за них придется платить коммунальные взносы, налоги, — объясняет Еров. — Мигрантов вынуждают становиться нелегалами. Теперь их при задержании выдворяют из страны; установлена и уголовная ответственность».

По данным российской Федеральной миграционной службы (ФМС), в 2013 году более 90 тысячам таджикских мигрантов запретили въезд в Россию. Большинство из них нарушили российские миграционные законы.

Организации, нуждающиеся в иностранной рабочей силе, обязаны за год вперед известить ФМС о своих планах и получить разрешение на использование труда мигрантов. Однако это связано с другими проблемами, из-за которых работодатели не спешат обращаться к миграционным властям.

«Выделенные квоты, таким образом, достаются фирмам-посредникам, которые затем их продают, — говорит Азалхон Алимов, координатор Центра содействия мигрантам при общественной организации «Центр по правам человека». — Стоимость этих разрешений составляет от 18 до 32 тыс. рублей».

«Абсурдность ситуации заключается в том, что мигрант хочет, но не может легально получить разрешение, — добавляет Алимов. — В ФМС мигрантам могут просто отказать в выдаче разрешений, мотивируя отказ отсутствием квот. И тут же, на улице, посредники за деньги предлагают разрешение, в котором тебе только что было отказано в ФМС, но стоит оно уже в несколько раз дороже».

Деньги из-за границы

По данным ФМС, летом 2013 года в России находилось до 1,23 млн таджиков. Но статистика не включает тех, кто въехал в Россию ранее и до сих пор не покинул ее, а также имеющих двойное российско-таджикское гражданство. По неофициальным же данным, в стране трудится от миллиона до полутора миллионов таджикских трудовых мигрантов, и многие из них фактически живут и работают в рабских условиях.

В Таджикистане правительство критикуют за недостаточно принципиальную позицию по мигрантам.

Особенно остро этот вопрос встал, когда обсуждалась проблема подписания российско-таджикского соглашения по российской военной базе: от таджикских властей требовали принятия конкретных мер по улучшению правового положения мигрантов. Душанбе выставил условия Москве, однако сегодня многие скептически воспринимают достигнутые соглашения.

«Поскольку речь шла о стратегическом сотрудничестве двух стран, необходимо было договариваться о выделении дополнительных квот для таджикских мигрантов, о разрешениях на работу в розничной торговле, праве трехмесячного нахождения в России без разрешения на работу, а также о налоговых послаблениях», — говорит Абдулло Давлатов, председатель Союза таджикистанцев России.

По словам Давлатова, таджикские власти мало информированы о проблемах своих граждан, из-за чего не могут добиться для них реальных льгот:

«Душанбе решил выпустить пар и обмануть население, заявив о мнимых преференциях, которые реально ничего не значат. Все это говорит о неэффективном менеджменте и непрофессионализме команды президента Рахмона».

В минтруда Таджикистана с критикой не согласны.

«Мы считаем результаты российско-таджикских переговоров по мигрантам историческими, — заявил Абдулло Кодири, пресс-секретарь министерства. — Но мы должны понимать, что Россия — суверенное государство и имеет право принимать различные законы, в том числе в сфере миграции, исходя из своих интересов. Мы призываем наших граждан перед поездкой посещать центры профподготовки и уезжать на заработки, имея конкретную специальность».

Однако правозащитница Нодира Абдуллоева полагает, что Душанбе необходимо срочно пересмотреть миграционную стратегию, которая сейчас предполагает в основном экспорт рабочей силы.

«Это неверная позиция, как бы ее ни оправдывали эксперты, — говорит она. — Будет политическая воля — ситуация изменится».

По официальным данным, выходцы из Таджикистана, работающие за рубежом, отправили своим семьям в прошлом году 3,8 млрд долларов, что составило 47% от ВВП страны. По словам экспертов, без этих денег страна столкнулась бы с серьезными социальными потрясениями