Губернаторов отправят в отставку за долги

Законопроект, наделяющий президента полномочиями отправлять в отставку губернаторов за рост долговых обязательств региона, может быть внесен в Госдуму в первом квартале этого года. Как пояснили в Минфине, сейчас он проходит согласования с другими федеральными ведомствами. Депутаты Госдумы не исключают, что такой законопроект может быть принят уже в этом году. По данным экспертов, в зоне риска могут оказаться свыше 10 губернаторов, в числе которых главы Кемеровской, Вологодской, Костромской, Рязанской, Тверской, Амурской областей, а также Мордовии, Северной Осетии.

Как пояснили «Известиям» в Минфине, законопроект будет предложен парламенту вместе с другими поправками в Бюджетный кодекс. В уже озвученном ведомством варианте говорится, что президент вправе отправить в отставку губернатора, если «реализуемые меры плана восстановления платежеспособности субъекта не привели к сокращению просроченной задолженности по долговым или бюджетным обязательствам субъекта по итогам одного из трех последних месяцев до уровня ниже 10% суммы налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта в последнем отчетном финансовом году».

Для этого Минфин предлагает закрепить в Бюджетном кодексе обязанность субъекта утвердить план восстановления платежеспособности региона или муниципального образования и заключить соглашение о мерах по восстановлению его платежеспособности. Как считают в ведомстве, утверждение этих планов и заключение с субъектами соглашений о мерах по восстановлению платежеспособности является превентивной мерой, позволяющей своевременно выявить риски неплатежеспособности региона и принять меры к их оперативному устранению.

Источник близкий к администрации президента сообщил «Известиям», что в Кремле инициативу Минфина поддерживают, однако при этом уточнил, что к кадровым перестановкам в губернаторском корпусе нужно подходить взвешенно и учитывать ряд других показателей.

Отметим, что в 2013 году у ряда регионов долги превысили планку собственных доходов. Среди них Амурская область, Кемеровская область, Мордовия, Северная Осетия, Кабардино-Балкария, Чукотский автономный округ. Показатели других подошли к опасной черте (Рязанская, Тверская, Костромская, Вологодская, Ивановская, Ростовская, Иркутская и Омская области).

Профессор МГУ, эксперт в области социально-экономического развития регионов, социальной и политической географии Наталья Зубаревич считает к 2014 году, что число таких регионов возрастет, так как перспективы российской экономики в целом не радужные.

— Среди этих регионов вполне может оказаться, например, Краснодарский край (долг 103,2 млрд рублей, доходы в 2014 году – 116 млрд, — Известия), Карелия (долг 12,7 млрд рублей, доходы – 24,3 млдр) и многие другие. Этот закон Минфина прежде всего политический инструмент для решения экономических проблем. Но ситуация в том, что большинство регионов оказываются должниками вынуждено, — отмечает Зубаревич, напоминая об обязательном выполнении губернаторами указов по повышению зарплат бюджетникам.

Сами губернаторы говорят о предложении Минфина с осторожностью.

— Надо прежде всего смотреть на эффективность работы главы региона, — заявил глава Саратовской области Валерий Радаев, долги субъекта которого к декабрю прошлого года превысили 40 млрд. рублей и также приближаются к 100% собственных доходов.

В правительстве Смоленской области в ответ на заявление Минфина еще в прошлом году предложили местной «Единой России» содействовать списанию долга региона (на декабрь свыше 15 млрд) перед федеральным бюджетом.

— Государство списывает долги беднейшим африканским странам, а своим регионам — нет. Я считаю это неправильно, — заявил вице-губернатор Смоленской области Игорь Скобелев.

Правда, глава региона Алексей Островский пояснил «Известиям», что он сам так не считает, но комментировать законопроект воздержался.

Зато в Госдуме мнение Минфина разделяют.

— Такой законопроект может быть принят, поскольку в последнее время прослеживается серьезная тенденция увеличению долгов ряда регионов. Это связано с различными причинами, в каком-то субъекте обосновано, в каком-то нет. Но ответственность за эти действия должна быть прописана в законе, — говорит зампред комитета по конституционному законодательству и госустройству Госдумы Дмитрий Вяткин.

По его словам, рост долговых обязательств субъектов в любом случае необходимо ограничивать, потому что долги все равно надо будет отдавать, а пострадать от неэффективной финансовой политики регионов, прежде всего, могут все те же бюджетники, которым необходимо будет платить зарплату.

Политологи считают, что законопроект Минфина мера больше устрашающая, нежели эффективная.

— Года через два можно будет любого губернатора снимать с должности. К сожалению, сегодня просматривается такая тенденция, что другого средства для выполнения указов президента кроме как наращивать долговую нагрузку на региональные бюджеты нет. Я бы назвал предложение Минфина экономико-политическим инструментом, но у всех губернаторов ведь разные весовые категории. Понятно, что к национальным республикам нужно использовать один подход, к регионам мощным, промышленным — другой, к дотационным — третий, — говорит глава международного института политической экспертизы Евгений Минченко.

— Это предложение Минфина в русле уже действующего законодательства, по которому в случае финансовых нарушений в регионе может вводиться временная финансовая администрация. Сейчас предлагается более жесткая мера, которая носит устрашающий характер, но повлияет ли она кадровую политику сказать сложно, — отмечает вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский.