Сколько Пилсудский задолжал Ленину?

Если бы современные законы об охране интеллектуальной собственности существовали в двадцатые годы прошлого столетия, то председатель Совета Народных Комиссаров РСФСР, а затем СССР, Владимир Ленин мог бы потребовать значительных компенсаций от… первого главы возрождённого польского государства маршала Юзефа Пилсудского. Очень похоже, что в 1920-1922 годах Пилсудский использовал одну из ленинских идей, слегка переработав её для своих реалий…

В начале 1920 года наступавшие в Восточной Сибири советские войска рисковали вступить в открытое столкновение с войсками интервентов, что не устраивало Кремль. И вдруг, вместо наступавших частей Красной Армии РСФСР объявилась некая Народно-революционная армия (НРА). Служили в ней не красноармейцы, а народармейцы.

С марта 1920 существовала НРА Прибайкалья, в апреле она превратилась в НРА Забайкалья, в мае она же стала НРА Дальневосточной республики (ДВР).

Да, именно для этой армии целое государство создали, — ДВР, — независимое и демократическое, с капиталистическим укладом в экономике и многопартийностью. Фактически это было «буферное» государство между Советской Россией и Японией; на этом настаивал Ленин.

Подыскали для ДВР подходящую столицу, город Верхнеудинск (ныне Улан-Удэ), и 6 апреля 1920 года Учредительный съезд трудящихся Прибайкалья провозгласил создание нового «государства». Заправляли там большевики, хотя для демонстрации иностранцам несколько незначительных постов отдали эсерам и меньшевикам.

К осени 1922 года, когда иностранные интервенты покинули дальневосточную территорию бывшей Российской империи, а белые войска были там полностью разбиты, надобность в существовании ДВР отпала. Уже не нужно было ломать комедию с дальневосточной «независимостью».

14 ноября 1922 года командиры частей НРА ДВР от имени Народного собрания ДВР обратились во ВЦИК с просьбой включить ДВР в состав РСФСР. Через несколько часов просьба была удовлетворена. В состав РСФСР вошла Дальневосточная область, а бывшая Народно-революционная армия ДВР стала 5-й армией.

Этот же фокус с псевдогосударством осенью 1920 года принялся повторять Юзеф Пилсудский.
Уместно вспомнить о том, что обретшая в 1918 году независимость Польша напоминала каптёра Геру Либермана из фильма «ДМБ». Неизвестно, мерещились ли в тот период полякам, как Гере, инопланетяне в наркотических видениях, но отношения с окружающими народами они строили исключительно по принципу «халява, взять, взять».

«Халявой» поляки считали сопредельную территорию всех без исключения соседей – немцев, украинцев, белорусов, чехословаков и литовцев, и посему старались «взять, взять».

Претензии поляков на Виленский край, который им пришлось силой оружия отбирать у литовцев, были достаточно обоснованы. Поляки там составляли большинство населения, литовцев было лишь несколько процентов. Но после нескольких столкновений, 7 октября 1920 года был подписан договор, разграничивающий польскую и литовскую территорию. В соответствии с договором Вильно оказывался на литовской стороне.

Договор должен был вступить в действие 10 октября 1920 года. Но не вступил…

Польский генерал Люциан Желиговский со своими отрядами 8 октября начал наступление на Вильно и 9 октября захватил город, отбить который литовские войска не сумели. Ни Польша, ни «начальник государства» Юзеф Пилсудский «не имели отношения» к происходящему. Солдаты генерала Желиговский оказались вдруг армией совершенно «независимого» государства, которое именовалось Срединная Литва. Затеяна была вся эта комедия исключительно для успокоения западных кураторов Польши. Дескать, вовсе не присоединили Виленский край к Польше, там новое «государство» создано.

Скончалась Срединная Литва Пилсудского как и её ленинская «сестра», — ДВР, — в 1922 году. В Вильно приняли резолюцию о безоговорочном включении Срединной Литвы в состав Польши, а учредительный сейм в Варшаве принял акт о воссоединении Виленского края с Польской республикой…

В обоих случаях затея с созданием временных «государств» для демонстрации иностранцам себя оправдала.