Леонид Мартынюк – об олимпийской коррупции

За три недели до начала Олимпиады в Сочи член МОК, президент Международной федерации лыжного спорта швейцарец Жан-Франко Каспер сообщил, что, по его данным, «около трети всех средств, потраченных на Олимпиаду, – около 50 миллиардов долларов – разворованы».

Каспер получил суровую отповедь от представителей российских властей. Вице-премьер Дмитрий Козак заявил, что фактов нецелевого использования бюджетных средств при строительстве олимпийских объектов не выявлено. Он также уточнил, что расходы на Олимпиаду-2014 составляют 214 миллиардов рублей, 99 из которых выделены из российского бюджета. А президент компании РЖД Владимир Якунин обвинил Каспера в клевете. «Он что, участвовал в этом воровстве? Тогда его судить надо. Если он получил какие-то материалы, доказывающие, что это правда, то тогда положи на стол. А в противном случае ты клеветник, тебя судить надо по закону», – завил Якунин.

О коррупции в Сочи в России говорят давно: в 2009 году этой теме был посвящен доклад Бориса Немцова и Владимира Милова «Сочи и Олимпиада». В 2013 году появилась новая работа, написанная Борисом Немцовым в соавторстве с создателем проекта «Ложь путинского режима» Леонидом Мартынюком, «Зимняя олимпиада в субтропиках». Своими соображениями о том, почему МОК обратился к проблеме коррупции в Сочи за три недели до Олимпиады, с Радио Свобода поделился один из авторов доклада Леонид Мартынюк:

Каспер ничего конкретного не говорил о том, где и сколько украдено. Он просто сказал, что около трети олимпийских денег было расхищено. При этом почему-то Якунин в стиле «на воре шапка горит» стал требовать опровержений и называть это клеветой – Я думаю, это связано с тем, что сменилось руководство МОК. Предыдущий руководитель ушел, новый уже не отвечает за то, как осуществлялась стройка в Сочи и как она контролировалась, как тратились деньги. Поэтому они хотят поддержать свою честь и реноме. Они, с одной стороны, скажут: «Мы против коррупции», с другой стороны – «Мы в этом не участвовали». И Олимпиада пройдет. Кстати, один из тех, кто сейчас возмущается заявлениями члена МОК громче всех, – это господин Якунин. А Каспер ничего конкретного не говорил о том, где и сколько украдено. Он просто сказал, что около трети олимпийских денег было расхищено. При этом почему-то Якунин в стиле «на воре шапка горит» стал требовать опровержений и называть это клеветой. Хотя про дорогу Адлер – Красная Поляна там не было сказано ни слова.

– А Жан-Франко Каспер, разоблачая коррупцию при строительстве олимпийских объектов в Сочи, как-то консультировался с вами или с Борисом Немцовым? Он как-то учитывал данные вашего совместного доклада?

– Когда мы представляли наш доклад «Зимняя Олимпиада в субтропиках» 30 мая 2013 года, то на следующий день мы с удивлением обнаружили, что российские СМИ, кроме нескольких интернет-сайтов, как-то обошли его вниманием. А вот западные средства массовой информации очень внимательно к нему отнеслись, сообщили о выходе этого доклада, о том, как мы оцениваем объемы хищений. Я думаю, что господин Каспер просто в курсе этого доклада. Он изучал наши оценки, наверняка все читал, потому что этот доклад переведен на английский язык. Даже есть два варианта перевода. Возможно, он либо в статьях эту информацию встречал, либо читал наш доклад.

Могу сказать, что я периодически встречаюсь с людьми, которые имеют то или иное отношение к стройке в Сочи, даже с простыми рабочими. Все мне говорят о том, что, да, конечно, там украдено. Кто-то говорит, что треть, кто-то говорит – половина. Потому что люди, которые хотя бы несколько дней там поработали, видят, как это все строится, какие там распилы, как все организовано.

Есть свидетельства бизнесмена Валерия Морозова, который сейчас находится в Лондоне. Он начинал строить некоторые объекты, которые позже стали олимпийскими, еще до объявления в Гватемале в 2007 году о том, что в Сочи пройдет Олимпиада. После того, как Сочи получил этот статус, один чиновник заявил: «Теперь все твои объекты стоить будут в два раза дороже». Он говорит: «Как это?» – «А вот так – половину буду получать теперь я». Есть эти морозовские сообщения, есть свидетельства рядовых граждан. Я думаю, что Каспер неформально общался с людьми, которые участвовали в подготовке Олимпиады. Может быть, кому-то заплатили взятку за молчание. Но они ему в частных разговорах что-то сообщали. Я думаю, что у него есть какой-то объем разной информации – официальной, наших подсчетов, публикаций, неофициальных каких-то разговоров.

Следующая власть должна проводить честное расследование – та власть, которая не будет связана с нынешним режимом – Почему у МОК такая странная и слабая реакция на факты о масштабной коррупции и воровстве при строительстве олимпийских объектов в Сочи? Ведь о том, что там разворовываются средства, было известно еще с 2009 года, когда Борис Немцов опубликовал свой первый доклад на эту тему?

– Я могу повторить гипотезу Бориса Немцова, что Рогге и Путин – это криминальный тандем, что наверняка Путин решает все вопросы так, как привык решать их внутри страны. А какой у чиновников, у бизнеса способ решения вопроса внутри страны? Дать взятку, поделиться, дать человеку долю в бизнесе. Путин так же мыслит и за пределами страны. Поэтому, скорее всего, у Рогге с Путиным какие-то отношения – не вполне чистого характера, я скажу так.

– Понятно, что Олимпиада состоится, несмотря ни на что, несмотря на эти разоблачения, которые делаются за три недели до начала спортивных соревнований. У вас есть уверенность, что ваш доклад кому-то еще пригодится? Что кто-то в МОК или где-то еще захочет честного расследования того, как готовились зимние Олимпийские игры 2014 года в Сочи?

– Наш доклад ориентирован, прежде всего, на Россию. Все иностранные СМИ, которые публикуют эту информацию, для нас – просто способ донести информацию до сограждан через Запад. Потому что пока в России не появится власть, которая захочет этого расследования, Запад не будет этим заниматься. И вообще нам не стоит рассчитывать на то, что Запад нам поможет. Все в наших руках. Мы сами должны этим заниматься, должны расследовать, менять власть при помощи законных инструментов, при помощи выборов, при помощи давления на митингах. Следующая власть должна проводить честное расследование – та власть, которая не будет связана с нынешним режимом, – считает Леонид Мартынюк.