В Дагестане восстановят русское село

В Дагестане активно восстанавливают исторические бренды республики. По решению властей, в ближайшее время в Дагестане должны быть реконструированы все национальные памятники. Сейчас работы идут в месте, где раньше находилось русское село времен Кавказской войны. Корреспондент SmartNews побывал в Ахтах и пограничной крепости русских офицеров, выстоявшей перед армией имама Шамиля.

Дорога в Ахты пролегает через Магорамкентский район, где река служит естественной границей между Россией и Азербайджаном. В Докузпаринском районе Самур становится внутренним водоемом. На подъезде к муниципалитету мы проехали мост и оказались на южном берегу Самура. Граница колючей проволокой уходит в горы. А мы продолжили путь по обрывистым берегам реки. Недалеко от Ахтов, что на высоте 1000 метров над уровнем моря, нас встретила недоступная достопримечательность, — гора Шалбуздаг (гора получила своё название от имени шейха Шах-Албурзи).

Твердыня Шалбуздаг стоит особняком. Ее высота более 4 тысяч метров. Вершина напоминает гигантскую сторожевую башню, с отвесными стенами. Шалбуздаг поклоняется, наверное, Всевышнему, — говорят местные жители. Склоны Шалбуздага давно стали местом паломничества верующих и альпинистов.

В исторической части села, на крутом берегу быстроходного Самура, стоит крепость, служившая форпостом России в период Кавказской войны. На той стороне реки виден военный городок Ахтынского погранотряда. Городок вырос на глазах у местных жителей. Еще 10 лет назад пограничники жили в землянках. Сейчас там совершенно современные пятиэтажки и служебные здания. А крепость стоит здесь со времен Николая I. В 1848 году форпост взяли в осаду наибы и мюриды имама Шамиля. Многократные приступы крепости не принесли успеха войску имамата, и она отступила.

Первые 20 лет советского периода крепость была тюрьмой, а после Великой Отечественной детским домом. В 1970-х местные колхозники наладили в крепостной казарме выпуск тротуарной плиты и механизмов для заводных игрушек. Позже здесь открыли филиал Дербентского оборонного завода «Электросигнал», где работало 200 человек. В 1990-х производство замерло.

Побывав в крепости, сложилось впечатление, что мы находимся в заброшенном замке. Единственными его обитателями оказались коровы, что пасутся на заросшем травой плацу. Стены, защищавшие гарнизон сохранились. А резиденция наместника, дома офицеров, часовня, пороховые погреба, конюшни полуразрушены. Двухэтажная казарма внешне смотрится добротно. Неизвестно, сколько лет в бывших казармах стоит пыль. А вот колхозные станки за 20 лет безвременья превратились в металлолом. Деревянные потолочные балки начинают гнить. Чтобы посмотреть, где крыша казармы протекает, я поднялся на чердак. Спускаясь с него, снимал на камеру не заметил отсутствие одной из ступеней металлической лестницы, и провалился. Повезло, что не на первый этаж. Ударившись о следующие ступени, дальше спустился вниз головой. Отделался ушибом ноги и легким испугом.

В июле прошлого года в Ахтах побывал глава Дагестана Рамазан Абдулатипов. Увидев в Ахтынском музее макет крепости, и узнав, что она разрушается, глава республики поручил выделить средства на реставрацию объектов крепости. По данным 1882 года, в селе Ахты насчитывалось 5798 человек. Купцы держали здесь 150 лавок. В селе было 17 мечетей, 20 медресе и одна светская школа. В советское время почти все мечети были закрыты, а Джума-мечеть — отдана под музей. После советской власти из 17 исторических мечетей сохранилось девять, из них три восстановлены. После присоединения Ахтыпаринского вольного общества к России, царская администрация распорядилась построить здания у четырех целительных источников. Баням дали наименования — солдатская, мужская, женская и офицерская.

Экспертное мнение

— Есть труды историков, научно обосновывающих, что не только Ахты, но и весь Южный Дагестан входили в состав Кавказской Албании. Здесь не стоит выделять отдельно Ахты. Что касается религии, мнение ученых изучающих этот период тоже неоспоримо. Население Кавказской Албании, в том числе и жители южного Дагестана, в свое время приняло христианство. Сложно говорить, — все ли население полностью. Несколько веков спустя началась исламизация. Сохранились записи арабских географов и историков этого периода, что жители некоторых поселений язычники. Возможно, религия было подвергнуто забвению, или часть населения так и не приняло христианство. Часто найденные надписи на армянском языке, по ошибке принимают как албанские. Мне не известны случаи, чтоб в селе Ахты были найдены албанские надписи. Но в верховьях Самура были обнаружены надписи, составленные из древнеалбанского алфавита.