Террористов приговаривают к лишению социальной базы

Региональные власти должны взять на себя новые обязанности в деле профилактики терроризма, прежде всего, в устранении социальной базы этого явления. Это одно из следствий внесенного вчера в Госдуму пакета законопроектов, предлагающего новые антитеррористические меры.

В Совете федерации надеются, что за полномочиями в регионы будут переданы и экономические ресурсы для устранения «социальной базы». В экспертном сообществе опасаются, что региональные власти станут всего лишь главными ответственными за «возможные провалы» в борьбе с терроризмом.

Как уже сообщал «Ъ», большая часть законодательных новаций, авторами которых стали депутаты от всех четырех думских фракций, предназначена силовикам. Сотрудники ФСБ на равных с полицией получат право досматривать граждан, правоохранительные органы в целом получат доступ к данным о переписке между гражданами в сети интернет, сократятся объемы денег, позволительные для электронных платежей, увеличатся вплоть до пожизненных сроки наказаний за террористическую деятельность (см. «Ъ» от 15 января).

Дума как минимум с 1999 года оперативно реагирует на каждую жестокую атаку террористов законопроектами, которые ужесточают нормы Уголовного кодекса и расширяют полномочия силовиков. Это, как правило, сопровождается заявлениями о необходимости кардинальных мер в социально-экономической сфере, провалы в которой становятся одной из причин, порождающих терроризм.

В январе 2014 года депутаты выдвинули конкретную инициативу, предложив дополнить действующий закон «О противодействии терроризму» новой статьей, в которой детально зафиксированы антитеррористические полномочия региональных властей.

Губернаторы, а также правительства субъектов федерации (помимо «координации деятельности органов власти по противодействию терроризму», «разработки муниципальных программ противодействия», «организации информационного противодействия») должны еще вести постоянный «мониторинг общественно-политических, социально-экономических и иных процессов», а также принимать меры, «препятствующие возникновению и развитию социальной базы терроризма».

«Речь о детализации компетенции и уровня ответственности, в том числе, глав регионов»,— пояснила суть новой статьи одна из авторов законопроекта, глава думского комитета по безопасности Ирина Яровая («Единая Россия»). Но вслед за одобрением этого пакта законов нужно «разрабатывать и принимать другой пакет, который давал бы регионам ресурсы для решения экономических проблем и искоренения социальных базы терроризма», заявил «Ъ» глава комитета по федеративному устройству Совета федерации Степан Киричук.

Депутаты Госдумы в большинстве своем пока не успели проанализировать региональный аспект новых антитеррористических инициатив своих коллег. Вчера все фракции заявляли лишь о поддержке предложенного антитеррористического пакета.

В экспертном сообществе опасаются, что именно «ответственность региональных властей» и станет главным итогом нововведения. Долгое время федеральные власти предпочитали сугубо силовое решение проблем терроризма, которые обострены в северокавказских регионах. Но в 2010 году стала применяться тактика «мягкой силы», как сообщила «Ъ» исследователь московского отделения Международной кризисной группы (международная некоммерческая организация, ведущая мониторинг кризисных зон) Варвара Пахоменко.

Суть тактики в том, что во всех северокавказских республиках были созданы комиссии по реабилитации боевиков. Самыми эффективными, по словам госпожи Пахоменко, были комиссии Дагестана и Ингушетии. Но в 2013 году при новом президенте Дагестана Рамазане Абдулатипове диалог прекратился, хотя комиссия по реабилитации была переименована в комиссию по примирению.

Дело не в смене президента Дагестана, считает эксперт общества «Мемориал» Александр Черкасов. По его словам, схожая комиссия в Ингушетии тоже практически бездействовала в прошлом году. Господин Черкасов подчеркивает, что за два года активной работы ингушкой комиссии вооруженные выступления в республике «сократились более чем в семь раз».

И если теперь «региональные органы власти, отвечающие за профилактику» будут работать вне всякой связи с «федеральными силовиками, отвечающими за борьбу», то эксперт не исключает, что в случае провалов борьбы отвечать за эти провалы будут региональные власти.