Минобрнауки изменит схему проведения мониторинга вузов

В этом году оценивать эффективность деятельности российских институтов и университетов снова будут по новым правилам.

Министерство образования и науки РФ внесет изменения в процедуру проведения оценки эффективности деятельности высших учебных заведений России. Как пояснили «Известиям» в министерстве, решение об изменениях будет принято в феврале на заседании Межведомственной комиссии (МВК) по мониторингу вузов. Одним из нововведений станет выделение педагогических вузов в отдельную группу со своими признаками эффективности. Подобная мера была применена ранее для шести групп университетов: военной и силовой направленности, медицинских, творческих, спортивных, транспортных и сельскохозяйственных вузов. Ранее Минобрнауки выступало против выведения педагогических вузов в отдельную группу, но МВК настояла на этом.

— Критерии к мониторингу будут меняться, и у МВК есть ряд предложений, которые мы обсудим во время заседания. Вопрос вынесения педагогических вузов в отдельную категорию при проведении мониторинга неоднократно обсуждался межведомственной комиссией. В прошлый раз предложение было отклонено. Сейчас у нас совершенно открытая процедура проведения межведомственных комиссий, так что можно снова поставить этот вопрос на голосование во время следующего заседания, — говорит заместитель министра образования и науки РФ Александр Климов.

Участники межведомственной рабочей комиссии единогласно высказываются за выделение педвузов в отдельную когорту.

— Мы предложили выделить педагогические вузы в отдельную группу при проведении мониторинга эффективности, хотя ранее Минобрнауки возражало. Пожалуй, это будет самое весомое изменений в следующем мониторинге, — говорит председатель комитета Госдумы по образованию Вячеслав Никонов.

Глава профильного комитета предлагает использовать действующие показали как «маячки» неполадок в вузе, но при обнаружении проблемы заставлять вуз предоставлять обширную информацию более чем по 100 показателям.

Еще один член МВК, заместитель председателя комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Александр Хинштейн отметил дополнительное нововведение.

— Мы c коллегами настаивали на этих подходах. Необходимо выделить в отдельную отраслевую группу педагогические вузы, где берется не средний показатель по всем вузам, а только по отрасли, — говорит Хинштейн. — Также мы предлагаем, если сейчас МВК принимает решение о выделении вуза в определенную «группу риска», то вуз либо закрывается, либо региональные власти и вуз думают, как реорганизовать деятельность учебного заведения. Мы предлагаем, чтобы после решения МВК Рособрнадзор проводил проверку таких вузов и далее лишал их лицензии на ведение образовательной деятельности до момента решения проблемы.

В Российском союзе ректоров под руководством ректора МГУ Виктора Садовничего также считают необходимым выделение педагогических вузов в отдельную группу.

— В рамках МВК Российский союз ректоров настаивал и настаивает на выделение педвузов в отдельную группу, основываясь на очевидности специфики предмета. Нельзя допустить, чтобы формализованные процедуры мониторинга привели к ликвидации педвузов, уменьшению их финансирования и т.д., — говорит генеральный секретарь РСР Ольга Каширина.

Директор института развития образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Ирина Абанкина также считает такой шаг необходимым.

— Часть показателей, которые используются, неприменимы к педвузам. Например, «число иностранных студентов». Педагогика — работа на национальный рынок. Получив диплом учителя в России, нельзя работать в США, и наоборот. Каждый педвуз готовит учителей школ и детских садов на внутренний рынок, — поясняет Абанкина. — Если мы возьмем показатель объема научных исследований, то «педагоги» никогда не сравнятся с государственными заказами экономических или технических вузов. Этот показатель не работает.

Напомним, что первый мониторинг был проведен в 2012 году и вызвал ряд скандалов. Тогда в список неэффективных вузов вошли РГГУ, МАРХИ, Литературный институт имени Горького, МАМИ, Государственная академия театрального искусства и многие другие, что вызвало недоумение не только у общественности, но и у ректорского сообщества. Тогда Минобрнауки приняло решение по выделению ряда вузов в отдельные группы, когда критерии определяются исходя их специфики деятельности учебных заведений.

Мониторинг 2013 года, который прошел уже по новым критериям оценки, завершился в декабре прошлого года и не вызвал столь негативной реакции. Однако показал неспособность педагогических вузов соревноваться в показателях с крупными федеральными экономическими, техническими или другими укрупненными вузами широкой направленности.