Антон Орех: правосудие прекрасно, и судьи замечательны

Наше правосудие поистине удивительно. Пьяный водитель, сбивший несколько человек, получает какой-то смешной срок, убийца может получить и вовсе срок условный. В то же время за мелкое хулиганство или мелкое хищение могут и «двушечку» впаять и «пятерочку». Примеров масса, всем они отлично известны. Причем, за странностями правосудия даже не всегда стоит политика или выгораживание своих. Оно у нас в целом такое. Вот ясно же, что дело Владимира Топехина – ни секунды не политическое. И мучают его не потому, что он был соратником Ходорковского, как Алексанян, или изобличал жуликов из налоговой, как Магнитский.

Вполне возможно, что Топехин действительно нарушил закон и действительно является мошенником. Но сейчас он парализован. Он не может двигаться самостоятельно, не может принимать пищу, ему постоянно нужны обезболивающие. Чего тут говорить, если судья, которая вынесла приговор, сама прибыла для этого в СИЗО! Потому что Топехин физически не мог оказаться в суде! Но судья отвергла все ходатайства и приговорила парализованного человека к 6 годам колонии общего режима. А судебные медики сослались на то, что у него нет заболевания, несовместимого с пребыванием в местах лишения свободы. Такой это замечательный список, куда не входят парализованные.

Я не уверен, что судьба Владимира Топехина сильно взволнует граждан. Граждане убеждены, что тюрьма – не санаторий, что вор должен не просто сидеть в тюрьме, а испытывать там разнообразные страдания. Что наказания без вины не бывает, а, по совести говоря, лучшим наказанием за любое преступление был бы расстрел. Смошенничал, спер 10 миллионов рублей – вот теперь валяйся в колонии, подыхай. Но при этом я хотел бы напомнить, что одна из главных народных мудростей гласит: от тюрьмы не зарекайся. А горький опыт добавляет, что в России десятки тысяч сидели и сидят по неправосудным приговорам. И рано или поздно среди несправедливо осужденных непременно оказываются, в том числе, и те, кто еще вчера кричал, что жуликов к стенке ставить надо и нечего с ними миндальничать.

Я не знаю, каков должен быть выход из этой конкретной ситуации с Владимиром Топехиным. Если он совершил преступление, то должен понести за него наказание. Но так вышло, что жизнь сама наказала его страшнее всякого суда. В том состоянии, в котором он находится, Топехин, конечно, не должен отправляться в колонию. И разумеется, добавляет великолепия этой истории тот факт, что приговор Топехину вынесла судья Татьяна Неверова. Неверова известна многими диковинными решениями, но для примера вспомним только два. Именно она вынесла приговор по ДТП на Ленинском и именно Неверова не нашла в итоге виновных в смерти Магнитского. Так что в России не только правосудие прекрасно, но и судьи замечательны.