Антифашисты против неонацистов

В пространстве московского проекта «Фабрика» открылась творческая антифашистская мастерская, где любой желающий может принять участие в оформлении шествия в память адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой. Они были убиты 19 января 2009 года неонацистами. Виновными в убийстве были признаны Никита Тихонов и Евгения Хасис. В пятую годовщину убийства в центре Москвы планируется шествие памяти погибших.

Цель мероприятия не меняется: необходимо и дальше привлекать внимание граждан к проблеме насилия, ксенофобии и дискриминации, говорит заявитель акцииКирилл Медведев, однако меняется обстановка в России. Антифашистские организации, в их числе и «Комитет 19 января», вынуждены реагировать на новые проявления ксенофобии, в том числе и на политическом уровне: в этот раз шествие пройдет и под лозунгами «Нет визам, нет погромам, нет лагерям! Солидарность вместо ксенофобии», «Нелегальных людей не бывает». Заявку на проведение акции в мэрию Москвы организаторы подали накануне и надеются на то, что в этот раз препятствий мирной акции не будет:

Шествие так или иначе должно состояться, вариант предлагается вполне реальный, как мы считаем – Маршрут в этом году планируется в пешеходной зоне трех бульваров, сбор на Тверской, в Новопушкинском сквере. Конец шествия – на Гоголевском бульваре, на Пречистенке, дом 1, – это место убийства Маркелова и Бабуровой, там мы возложим цветы. Заявка подана на тысячу человек. Обычно бывает больше, но мы где-то на такое количество и рассчитываем. Практика показывает, что почему-то проблемы с согласованием шествия возникают каждый раз. Надеемся, что в этом году их не будет. Хотя, в принципе, мы готовы объяснять и настаивать на своем. Шествие так или иначе должно состояться, вариант предлагается вполне реальный, как мы считаем.

– Вы обсуждали ли вариант несогласованного шествия, если власти откажут?

– Нет, вариант несогласованного шествия не обсуждался. Мы все-таки рассчитываем на благоразумие властей.

– Это уже пятая акция памяти. Вы реагируете на изменение ситуации в России с нелегальными мигрантами? Будут ли лозунги и цели мероприятия кардинально отличаться от предыдущих?

За последний год появилось и кое-что новое – это, например, лагеря для трудовых мигрантов – Кардинально не будут, повестка такая же, как раньше – выступления против ксенофобии. Раньше нас волновали, в первую очередь, убийства на этнической почве, они продолжают нас волновать. Но за последний год появилось и кое-что новое – это, например, лагеря для трудовых мигрантов, печальное явление в нашей жизни, или использование ксенофобской риторики кандидатами в мэры Москвы, что многих шокировало.

– Проблема все равно существует, и вы не согласны с позицией государства в этих вопросах. Как вы видите решение?

Наша задача – бороться с теми, кто пытается смешивать вопросы о визах, к примеру, с вопросом ксенофобской идеологии – Решение проблемы так называемой этнической преступности, как и любой другой, одно – нормальная работа полиции. А ситуация, при которой полиция коррумпирована, не расследует убийства по тем или иным причинам, и на фоне этого раздуваются ксенофобские настроения, происходят бесконечные манипуляции со статистикой преступности и так далее, политики в том числе очень успешно манипулируют этим, – это невозможно. Наша задача – бороться с теми, кто пытается смешивать вопросы о визах, к примеру, с вопросом ксенофобской идеологии и откровенно спекулирует на этом. То же самое касается трудовой миграции. Не выгодно напоминать о том, что основная проблема – это работодатели, которым абсолютно не нужно обеспечивать мигрантов нормальными условиями. Разговор переводится прессой и политиками с этой проблемы на какие-то культурные конфликты и несовместимость.

В этом году акции российских антифашистов поддержат и организации европейских городов, например, в Греции или Германии, добавил Кирилл Медведев.

В пятницу в культурном центре проекта «Фабрика» открывается творческая Антифашистская мастерская. Для акции 19 января общественные активисты вместе с художниками будут создавать агитационные материалы. Художники работают и над плакатами и лозунгами, и над большими портретами Маркелова, Бабуровой и других жертв националистов. Антифашистская мастерская состоялась во второй раз, сообщил организатор мастерской, член рабочей группы «Что делать?», художник Николай Олейников:

Мы пробуем совмещать разные форматы, поэтому, например, пригласили группу «Аркадий Коц» – В прошлом году к нам приходили и профессиональные художники, и активисты, из «Антифашистского действия», из анархистского движения и так далее. Это был первый опыт. Сейчас мы немного расширяем его. Мы пробуем совмещать разные форматы, поэтому, например, пригласили группу «Аркадий Коц», которая на площадке проекта «Фабрика» выступает не с концертом, а с открытой публичной репетицией.

В самой мастерской участвуют и общественные активисты, и молодые журналисты, и студенты-гуманитарии, продолжает Олейников:

Мы наблюдаем неонацистские тенденции во властных структурах. Мы должны этому противостоять – Для тех, кто никогда не держал в руках кисточку, это приобретение нового опыта. Их и художников объединяет одна цель – проявить солидарность с «Комитетом 19 января» и подчеркнуть необходимость гражданской антифашистской позиции для каждого, независимо от рода занятий. Мы решили нарисовать портреты антифашистов, погибших от рук нацистов в последние 10 лет. Важно подчеркнуть, что нацистский террор в России – это не только дело прошлого. Такой террор, помимо прочего, проявляется по отношению к мигрантам, это чудовищная черта нашего времени. Мы наблюдаем неонацистские тенденции во властных структурах. Мы должны этому противостоять. Художник Диего Ривера был одним из участников мексиканской революции. В начале 30-х годов прошлого века он приехал в Нью-Йорк, где получил несколько крупных заказов на изготовление фресок. При этом, будучи убежденным коммунистом, социалистом и троцкистом, Ривера ходил на все демонстрации рабочих. И не просто ходил, но, так же как и мы, организовывал мастерские, для того чтобы создавать наглядную агитацию. С этого художника мы и берем пример.