В зоопарке Калининграда насмерть задавили карликового бегемота

Днем 13 января стало известно, что в зоопарке Калининграда скончался карликовый бегемот по кличке Тофи. И хотя по бегемотьим меркам животное было уже вполне пожилым, умерло оно вовсе не от старости, а от травм — Тофи затоптали его более крупные сородичи, к которым он временно был переселен.

Тофи привезли в Калининград в 2009 году из Чехии по программе обмена видами — такая программа действует в европейский зоопарках с целью сохранения генофонда популяций разных животных. Жизнь Тофи в России не задалась с самого порога: как выяснилось на таможне, у бегемота не оказалось документов о сделанных ему прививках, поэтому по правилам он должен был отправиться обратно, в Европу.

Но карликовому бегемоту пошли навстречу. Таможенники запросили из зоопарка копии ветеринарных бумаг, и чешские специалисты отправили документы по факсу. При этом в Россельхознадзоре (а именно он следил за выполнением ветеринарного законодательства РФ при въезде Тофи в страну) отметили, что сотрудники калининградского зоопарка, напротив, мало беспокоились о судьбе своего нового питомца — из-за их нерасторопности доставка животного затянулась, и бегемот прибыл по новому адресу на четыре часа позже, чем было запланировано.

В конце концов все разрешилось благополучно, и Тофи наконец поселился в Калининграде. Кстати, он оказался самым дорогим животным зверинца: в 2011 году карликового бегемота оценили в 91 тысячу 177 рублей. Для сравнения, обыкновенный (то есть «стандартных» размеров) бегемот Глясик стоил к тому моменту ноль рублей (изначально его балансовая стоимость оценивалась приблизительно в 80 тысяч рублей, но, поскольку амортизация животного составила сто процентов, в итоге оно обесценилось).

Так и жил себе Тофи до недавних пор, иногда по разным причинам переезжая в вольер к своим более крупным сородичам. Некоторое время назад его вновь пересилили из собственного вольера. Дело в том, что к карликовому бегемоту собирались привезти самку из Каунаса, и в преддверии ее визита было решено привести помещение в пригодный для совместного проживания пары вид. На ремонт были направлены как средства, выделенные из бюджета, так и собственные деньги зоопарка — всего 835 тысяч рублей.

Тофи тем временем устроился в загоне, огражденном от места обитания крупных бегемотов железной решеткой. Прежде никаких конфликтов между двумя видами животных не случалось, но в этот раз бегемоты проломили ограждение, и их маленький товарищ вскоре оказался раздавлен. Какие именно травмы получил 27-летний Тофи, не сообщается. Известно лишь, что на протяжении трех дней после инцидента ветеринары пытались спасти животное. Однако повреждения оказались столь серьезными, что Тофи не сумел с ними справиться и скончался.

Летом 2013 года в зоопарке Калининграда скончалась бегемотиха Мэри, завезенная в зверинец из Гамбурга в 1969 году. Она была старейшей представительницей своего вида в Европе, ей было 56 лет. Скончалась она по естественным причинам, то есть от старости. Сейчас в вольере для гиппопотамов обитают два бегемота, самец Глясик и самка Миля. Примечательно, что бегемот является символом калининградского зоопарка.

По факту происшествия в калининградском зоопарке начали проводить проверку. По ее итогам надеются установить степень ответственности сотрудников учреждения за инцидент. «Я очень сожалею о случившемся. Если будут выявлены виновные лица, они будут строго наказаны, хотя бегемота, конечно, этим уже не вернешь», ― цитирует пресс-служба парка его директора Светлану Соколову.

Тофи, как справедливо заметила Соколова, и впрямь не вернешь, однако его гибель привлекла дополнительное внимание к ситуации в калининградском зоопарке. Директор зверинца, комментируя несчастный случай с карликовым бегемотом, напомнила, что и парк в целом, и вольеры для его обитателей находятся в плачевном состоянии. Тот же «домик» для карликового бегемота не ремонтировался уже давным-давно; в 2012 году одна местная компания согласилась оплатить работы в вольере Тофи, но после того, как инженерная служба фирмы подсчитала, с какими расходами ей предстоит столкнуться, проект был свернут.

После гибели Тофи калининградский зоопарк напрочь отказался от идеи приобретения новых животных. По словам Соколовой, об этом не может быть речи до тех пор, пока хотя бы часть помещений не будет отремонтирована и условия в парке не начнут соответствовать самым обыкновенным нуждам зверей.

На ремонт, разумеется, нужны деньги. Зоопарк получает их из бюджета (и это обстоятельство вызывает возмущение у некоторых калининградцев, требующих передать управление в частные руки), но их явно недостаточно. Как заявила директор зоопарка, основные чаяния сотрудников учреждения связаны с его включением в федеральную программу развития Калининградской области до 2020 года.

Это означает, что самка карликового бегемота из Каунуса в ближайшее время в Калининград не приедет. Но и вольер, в котором жил Тофи, пустовать не будет ― для калининградского зоопарка это непозволительная роскошь. Туда, скорее всего, въедут тапиры ― они, как и бегемоты, нуждаются в бассейне. В общем, ситуация в парке сложилась такая, что жалко не столько погибшего Тофи, сколько его живых «коллег» по зверинцу.