Исламисты : эта музыка будет вечной

Борьба между международной космополитичной группировкой борцов за «чистый ислам» «Джебхат ан-Нусра» и региональным националистическим исламистским «Исламским государством Ирака и Шама» в краткосрочной перспективе выгодна официальному Дамаску, Москве, Багдаду и в какой-то степени Вашингтону. Она очень выгодна Франции и Англии. Эта борьба дает шанс Эрдогану, который теперь вынужден заниматься исключительно внутренними проблемами политического выживания. Эта борьба в краткосрочной перспективе выгодна «Джебхат ан-Нусре» и крайне тяжело отразится на ИГИШ.

Однако если вести речь о среднесрочных перспективах, ситуация меняется прямо на противоположную. Обессиленная войной Сирия не в состоянии воевать со всеми противниками, поэтому с одними она будет договариваться, с другими — воевать до конца. Но только с теми, кто будет непосредственно угрожать целостности и безопасности страны. Первые — это, безусловно, те, кого именуют светской оппозицией. Вторые — «Джебхат ан-Нусра».ИГИШ, выдавленная из населенных территорий Сирии, перестанет представлять непосредственную угрозу, поэтому задачей сирийского правительства будет сохранять удаленность группировки от основных населенных территорий — даже ценой захвата ими какой-то периферии. Воевать армия Сирии до конца будет с джихадистами «Ан-Нусры», и здесь компромиссов нет и быть не может.

Для Багдада задача выглядит приблизительно так же — справиться с отрядами ИГИШ, хлынувшими через границу, армия Ирака не в состоянии — наращивание её присутствия в провинции Анбар очень быстро приведет к напряженности и с без того недовольными правительством Малики племенными шейхами и отрядами «Ас-Сахвы». Это приведет к тому, что ненавидящие друг друга сунниты решат, что Багдад — большее зло и развернут свои отряды против правительственных сил. Поэтому армия будет прикрывать территорию соседних провинций, а наведение порядка в Анбаре возложит на местных жителей, благо тем есть чем защищаться.

Специфика тактики племенных ополчений в том, что для них не стоит задача разгрома противника — пустынные войны вообще редко бывают тотальными. Отогнать чужаков и бандитов от родовых гнезд — задача-максимум. Далее — не их забота. Пусть думает власть, у неё голова большая.При этом ИГИШ — иракская группировка. Фактически боевики вернулись домой. Это не иностранцы без рода и племени, заполонившие джихадистские отряды «Ан-Нусры». С теми разговор короткий, война на истребление.Скорее всего, после бесплодных попыток распространиться по всем суннитским территориям Ирака отряды ИГИШ очень быстро займут слабозаселенные приграничные территории Сирии и Ирака и де-факто создадут на них свою автономную область. При этом ни Ирак, ни Сирия не станут атаковать эту область по указанным уже причинам — у них и без боевиков ИГИШ проблем достаточно.После Женевы, которая должна будет хоть как-то, но создать альянс между оппозицией и властью в Сирии, довольно значительное время уйдет на истребление джихадистов, криминала, выстраивание новых договоренностей с соседями. Все это время ИГИШ будет отлёживаться на относительно спокойных территориях и укрепляться, став своего рода адсорбентом для разгромленных банд боевиков. Естественно, экономика ИГИШ будет традиционной — набеги, грабежи, контрабанда, что будет вынуждать власти обеих стран периодически устраивать локальные карательные экспедиции. На масштабные — нет сил.

Тем самым ИГИШ, получившая боевой опыт, накопив значительные людские резервы и оружие, уже через год-два станет единственной и мощной ударной силой, способной начать второй этап войны за создание исламского суннитского анклава на территории Сирии и Ирака. При этом ослабленная войной Сирия выглядит куда как менее серьезным противником, чем два года назад.

Фактически уже сейчас ИГИШ становится резервом тех сил Саудовской Аравии, которые рассчитывают на создание буферной зоны возле своей границы. Наверняка ИГИШ будет получать финансирование и подпитку современным оружием, будет иметь возможность получать организационную и техническую помощь саудовской армии и спецслужб. Главное — в отличие от дижихадистов руководство «Исламского государства Ирака и Шама» не рассматривает Саудовскую Аравию в качестве своего врага, как это делает «Аль-Кайеда», призывающая к свержению погрязшей в роскоши и куфре династии Аль Саудов.

Сейчас происходит сепарация исламистов, воюющих в Сирии. Предназначенные к убою радикалы-космополиты делают в интересах Саудовской Аравии работу по выдавливанию иракской группировки с театра боевых действий проигранной войны. Только теперь этот проигрыш не будет ассоциироваться с ИГИШ — они будут героями, что привлечет в их ряды дополнительное количество привыкшего к прелестям войны отмороженного молодняка.

Скорее всего, на нынешнем этапе ИГИШ внешне проиграет — в Сирии джихадистам, в Ираке — ополчению «Ас-Сахва» и иракской армии. У нее просто нет возможности воевать сразу на три фронта, включая и сирийскую армию. Однако она сохранит структуру и территории, что позволит в будущем возобновить борьбу.