Церковь, геи и уголовный кодекс

Заявление председателя Синодального отдела РПЦ Всеволода Чаплина, выступившего в поддержку референдума о введении уголовного наказания за нетрадиционные сексуальные отношения, разрушает сложившуюся в стране систему прав человека, считает глава Российской ЛГБТ-сети Игорь Кочетков. Об этом он сказал в беседе с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки».

Напомним, что, по словам Чаплина, «такие сексуальные контакты» должны быть полностью исключены из жизни российского общества.

«Если этого удастся добиться средствами морального убеждения, – это лучше. Если нужно подключать право — давайте спросим людей, готовы ли они к этому», – приводит слова протоиерея газета «Известия».

По мнению Игоря Кочеткова, в настоящее время введение уголовной статьи за добровольные сексуальные отношения между мужчинами маловероятно.

«Тем не менее, – продолжает он, – РПЦ в лице Чаплина сочло нужным вынести этот вопрос на общественное обсуждение. Таким образом, поддерживается мнение о том, что гомосексуалы – не вполне равноправные граждане в России. Вроде бы Россия и во внутреннем законодательстве, и в своих международных
обязательствах признают право людей на частную жизнь. Однако выходит, что РПЦ с этим не согласна».

Уголовная ответственность за гомосексуализм была введена в СССР при Сталине и существовала с 1934 по 1993 годы.

По мнению Кочеткова, сам факт публичного обсуждения данной темы призван породить сомнения в том, что гомосексуалы имеют точно такое же право на личную жизнь, как и остальные граждане.

«Безусловно, это способствует разрушению системы прав человека в России», – считает глава Российской ЛГБТ-сети.

Впрочем, по его мнению, атмосфера нетерпимости созрела в России давно.
«Государство и церковь раздувают гомофобные настроения в обществе, – подчеркивает Кочетков. – Началось это как минимум с так называемого закона о запрете пропаганды гомосексуализма. Сейчас эту тему кому-то выгодно продолжить».

Ранее актер, кинорежиссер и креативный директор компании «Евросеть» Иван Охлобыстин опубликовал в Интернете открытое письмо президенту Владимиру Путину. В письме содержится предложение вернуть в уголовный кодекс статью, карающую за мужеложство. Напомним, что Охлобыстин известен и другими высказываниями. «Я бы их всех живьем в печку запихал», – так, в частности, высказался он о «содомитах» на встрече со своими поклонниками в Новосибирске.

По мнению директора Информационно-аналитического Центра «Сова» Александра Верховского, «предложение вернуть статью (за гомосексуализм) в Уголовный кодекс, при наших-то неуравновешенных депутатах, и в самом деле может реализоваться. Пусть и не в полной мере».

Впрочем, Александр Верховский не считает подобный сценарий наиболее вероятным. «Но я, – продолжает он, – допускаю, что сейчас может быть раскручен новый виток антигейской кампании, на фоне которой примут еще какой-то гомофобный закон – в дополнение к ныне существующему. Это вполне реально».
Но не попадут ли призывы, подобные призывам Охлобыстина, на благодатную почву и не спровоцируют ли они новые акты агрессии в России?

«Людей, которые готовы организованно идти бить геев, в стране уже вполне достаточно, – считает Александр Верховский. – Вряд ли они, правда, прислушиваются к тому, что говорит Охлобыстин». Скорее, подчеркивает Директор Центра «Сова», они внимают тому, что излагают чиновники и что звучит по телевизору, – рассматривая это как сигнал к действиям.

«Не хочу сказать, что депутаты Думы, когда принимали свой антигейский закон, в первую очередь хотели, чтобы их (представителей сексуальных меньшинств) били на улицах, – уточняет свою мысль Верховский. – Но те, кто хотел чинить насилие, именно так этот закон и восприняли. И было очень заметно, что, когда закон обсуждался и сразу вскоре после его принятия, был самый пик нападения на геев в разных городах при разных обстоятельствах».

По мнению директора Института религии и права Романа Лункина, проблема гомосексуализма и однополых браков актуальна для всех стран с христианской культурой.

«Разумеется, – подчеркивает эксперт, – церковь имеет право заявлять такую позицию, говоря, что это грех. Этого же требует и консервативная часть общества. И отец Чаплин, и Иван Охлобыстин как бы улавливают общую атмосферу».

Вместе с тем, по словам Лункина, некоторые моменты указывают на то, что заявления отца Всеволода Чаплина и Ивана Охлобыстина в значительной степени связаны не с христианской моралью, а с политической конъюнктурой и, в частности, с созданием идеологического образа церкви.

«Евангельская мораль и библейские ценности, безусловно, отвергают гомосексуализм как грех, – констатирует Роман Лункин. – Однако они не только не требуют того, чтобы государство, полиция, суды сажали гомосексуалистов в тюрьмы, и чтобы Дума вводила уголовное наказание. Но наоборот – говорят, что даже если человек – грешник, для него возможно покаяние.

И церковь должна применять все миссионерские, культурно-образовательные и иные меры, чтобы привлечь его к вере, воспитать в церковных правилах и так далее. Уголовное наказание явно не входит в миссионерскую стратегию церкви и Евангелия».

Как реагируют на заявления Ивана Охлобыстина в компании «Евросеть»? В четверг 10 января компания сообщила, об увольнении креативного директора речь не идет.

«Мы не думаем о геях ни плохо, ни хорошо, – указывается в заявлении президента компании Александра Малиса. – Потому что мы не думаем о людях с точки зрения их сексуальной ориентации. Для нас все люди равны».

По словам Малиса, «до тех пор, пока он (Иван Охлобыстин – В.В.) высказывает свою точку зрения, не призывая к насильственным действиям, – неважно согласны мы с ней или нет – мы готовы идти на риски, потому что считаем, что он имеет полное право высказывать свою точку зрения. Как Эвелина Холл перефразировала слова Вольтера, «я не согласен ни с одним словом, которое вы говорите, но готов умереть за ваше право это говорить»*.