Почему я не верю в официальные опросы

Опрос – это, пожалуй, один из самых замечательных инструментов в области PR и маркетинга. Но как любой хороший инструмент, его можно использовать с разными целями. Ведь хорошим молотком тоже можно как забивать гвозди, так и разбивать черепа.По роду своей деятельности, мне довольно часто приходится иметь дело с опросами. Это и опросы сотрудников, и опросы определенных категорий публики, и опросы широкого круга людей. В каждом случае – меня интересует, исключительно реально существующая картина.

Почему? Потому что только понимание существующей картины поможет мне получить продукт. В общем, я использую опросы как инструмент, и использую по назначению. Так почему же я не верю официальным опросам, да еще и другим не советую этого делать?

Для этого достаточно внимательно посмотреть на эти опросы и, если знать, как они должны работать, можно понять, что часто перед нами «липа». Согласитесь – если вы знаете, как выглядит настоящий молоток и как его используют. Если вам попытаются продать вместо молотка пластиковую трубу с набалдашником из поролона, вы тут же увидите, что это подделка. Не потому что отличается внешне, а потому что он не может забить гвоздь.

Рон Хаббард в инструкциях для PR-щиков пишет: «Задача человека, занимающегося связями с общественностью, — изучить и выделить различные типы публики и узнать, чего они хотят и что примут». Например, перед началом работы в новом городе стоит провести опрос на выявление особенностей местного населения (вероисповедание, уровень образования, уровень удовлетворенности жизнью и т.д.). И тут нужна реальная информация, иначе все последующие расчеты окажутся неверны.

Именно поэтому для меня опрос населения страны о вероисповедании Президента, в ходе которого опрашиваются 1600 человек в 130 городах страны – это очевидная подделка. Что такое 12 человек в городе? Даже если предположить, что людей реально опрашивали – этого количества людей не достаточно, чтобы составить оценку по городу. Гораздо эффективнее было бы опросить то же количество людей в 10 крупнейших городах. Как вы понимаете, если собрать ничего не значащие для отдельных городов цифры, то они не превратятся магическим образом в отражение действительности по стране.

Или взять один из опросов про олимпиаду, где набралось аж 107% проголосовавших, из которых только 30% ждут «главного спортивного события страны». Тоже не очень удобный инструмент для работы, с точки зрения использования результатов для PR или маркетинга. Еще были замечательные опросы про «угрозу от мигрантов», про врагов государства и другие шедевры, список которых можно продолжать почти до бесконечности.

Но, если молоток не используют по назначению – для чего он нужен? У нас в стране существует еще вариант «распилить» выделенные деньги, и, разумеется, данную сферу сия напасть не обошла. Однако суть большинства таких опросов вовсе не в «распиле».

Как я говорил в начале статьи, молоток можно использовать двумя способами. И тут мы наблюдаем второй – «проломить череп» тех, кто будет эти опросы читать, чтобы поместить туда нужную информацию.

Вот как это работает. Когда отдельно взятый человек, не способный со 100% уверенностью определить подлинность опроса и его качество (т.е. большинство населения страны), читает результаты опроса, он видит «мнение большинства». И довольно большая часть населения, даже если и чувствует, что их обманули, будет также чувствовать свою незначительность по сравнению с 1600 (или, не дай Бог 10 000) опрошенных. В результате читающий либо согласится с мнением большинства, либо упадет в апатию по отношению к этой проблеме (ведь за него уже все решили), и не станет возражать, даже если не согласен с таким положением дел. Весьма подавляющий механизм, стоит заметить.

Похожее ощущение своей беспомощности перед лицом «миллионов россиян» чувствуют многие люди в преддверии выборов, считая, что их отдельно взятый голос ничего не значит.

Так что же – идти всем обучаться на PR-щиков и маркетологов? Открыть бесплатные консультации по опросам? Конечно же, нет – все гораздо проще. Во-первых: внимательно читайте детали того или иного опроса. Как я продемонстрировал выше, их дискредитируют детали, на которые мало кто обращает внимание. Во-вторых: важно, чтобы как можно большее количество людей в нашей стране понимали – от каждого из них зависит то, какой будет наша страна.

Не давайте преуменьшать свою значимость, и жизнь станет гораздо интереснее.