Необходимо ли изгнать голубые рясы из Церкви? — несомненно! Нужно ли при этом действовать жестко, гласно, без всякой ерунды про «сор из избы? — очевидно Да.
Могут ли в этом посодействовать российские СМИ, состоящие из пидарасов, ненавидящих Церковь? — более чем сомнительно.
Да, единственный путь тут — понудить священноначалие к беспощадной зачистке, в том числе и угрозой скандала.
Но тут есть тонкость — критик должен находиться в таком положении, что проще будет его послушать, чем сплотиться всей фарисействующей стаей против него.
Сомневаюсь, что о. Андрей сейчас в таком неуязвимом положении.
Напротив у него все шансы сплотить против себя коалицию из голубых, из давно не любивших его «консерваторов» и из бесчисленных лицемеров, которые будут хотеть выслужиться перед начальством посильнее пнув «общего врага».
Эффект «стайности» уже сейчас налицо.
Искренних союзников у о. Андрея будет мало — люди будут мучиться совестью, что да, он прав, но говорить обиняками. Многие не будут верить в его собственную искренность.
В итоге все предпосылки к конфликту и расколу, никаких предпосылок к очищению.
При этом расправа над Кураевым породит массу самых неприятных предположений, с голубыми отнюдь не связанных. Например трудно не обратить внимание на то, что после убийства исламистами о. Даниила Сысоева, Кураев единственный из нашего духовенства, кто громко и внятно говорит об исламистской угрозе.
Всё это очень грустно. И, по большому счету, из-за хамства, лицемерия и подлости одного человека — о. Максима. Впрочем, воплощающего установку всех существующих в нашем обществе вертикалей на предельное неуважение к людям.
Всё, что требовалось в отношении Кураева — абсолютно заслуженное им за эти 25 лет уважение. Напоминаю, что уважение и достоинство не связаны с тем, виляет человек хвостом перед начальством или держит его трубой. То, что у нас, чтобы признавали твои заслуги, нужно непрерывно вилять — это холопство. Уважение не значит потакания капризам. Не значит всепрощения. Только уважение. У нас любят потакать, прощать, баловать, но не уважать.
О. Андрею было отказано в этой сущей малости. И вот результат — наслаждайтесь.
По вышеописанным причинам я не уверен в церковной целесообразности его действий — не получится ли хуже. Единственное в чем я уверен — это то, что, если мы не хотим отдать Казань ваххабитам, зачистка от голубых Казанской епархии должна быть быстрой, беспощадной и туда должен быть послан очень толковый и харизматичный архиерей. Православным в Казани сегодня нужна мобилизация.
Но осуждать о. Андрея я не могу. Так получилось, что я, на своем микро уровне, прошел через то же через что и он. Когда тебе лгут в лицо, жульничают, хамят, подделывают документы — и все с елейной улыбочкой. И понимаю, что он сейчас в состоянии, когда хочется всё крушить. Успокоиться и смирить себя трудно. Особенно при подтравливании извне.
По большому счету, решение сейчас уже надо принимать на высшем уровне. Причем уважительное по отношению к о. Андрею решение, не в «бюрократической» логике. Оно может быть примирительным, суровым, но в любом случае должно быть уважительным.
И с обязательным внятным выговором к МДА — желание избавиться от человека — не повод к к нарушению правил и приличий.